Карлсон, которому исполнилось 30
Все-таки герои мультфильмов, которые мы смотрели в детстве, оставили в наших головах неизгладимый отпечаток!
Например, Карлсон, мужчина в самом расцвете сил: литрами лопает варенье, ничуть не беспокоясь о диабете, и закладывает в воздухе виражи с грузом на спине, как будто статистика смертельных исходов в ДТП ему неведома.
Больным он себя согласен признать только понарошку, когда хочет, чтоб о нем позаботились. Вам такое поведение никого не напоминает?
Мальчики последних советских поколений, похоже, зря смотрели этот мультик: как раз подошедшие к опасному рубежу плюс/минус тридцать лет, они наплевательски относятся к здоровью, по инерции продолжая считать себя юными и неуязвимыми.
Организм, которому инстинкт самосохранения не чужд, порой подает тревожные звоночки, которые, к сожалению, звонят впустую. «Ой, сердце закололо!», — морщится молодой трудоголик, но квартальный отчет вытесняет из его сознания мысли о визите к врачу. Тем более, что это же так неприятно: придется к кому-то записываться, куда-то идти. А вдруг при осмотре что-то действительно найдут? Нет, лучше об этом не думать!
Впрочем, при достаточной мотивации извне некоторые молодые мужчины переступают через «не хочу»: кто-то после нагоняющей страх статьи об инфарктах, прочитанной в социальных сетях, кто-то после того, как женская половина семьи исполнила вокруг него танец с бубном.
И тут главное — ловить момент!
Куда идем мы с Пятачком?
— Нет, не на мясокомбинат! Нет, больно не будет, совершенно точно, — этими словами вы можете коварно усыпить бдительность жертвы.
Ха-ха! Ультразвуковое обследование сердца грозит неприятными ощущениями только совершенным неженкам, для которых гель, холодящий кожу, — это чересчур. Мужчина в самом расцвете сил, которого я веду в кардиоцентр, к таким не относится. А информация о том, что новая аппаратура покажет главный орган в 3D-объеме, и вовсе вызывает у него восторг:
— Ты жалуешься, что я не эмоциональный. Вот и выясним, есть ли у меня сердце!
Но в кабинете доктора нас ждет разочарование:
— Должен предупредить, сердце — это насос, перекачивающий кровь. К производству любви и прочих теплых чувств он не имеет никакого отношения, — отвечает шуткой на нашу шутку Дмитрий Криночкин, заведующий центром ультразвуковых исследований «Эхотон».
Кстати, центр новый. На базе кардиоцентра открылся недавно, но следует общей с клиникой парадигме: только передовые технологии, только новейшее оборудование. Того аппарата, создающего 3D-модель сердца, в области раньше не было. А ведь на объемной картинке врач куда лучше различает признаки патологии.
Пока мужчина в расцвете снимает свитер, ложится на накрытую одноразовой пеленкой кушетку и переворачивается на левый бок — спиной к доктору, Дмитрий Криночкин вводит его в курс дела:
— Тридцать лет действительно можно назвать кризисной точкой — к этому возрасту начинают проявлять себя как врожденные патологии, так и приобретенные из-за нездорового образа жизни, — объясняет он.
Мужчина немного смущается: вредные привычки — это про него. Тут и ненормированная рабочая нагрузка, и постоянные стрессы, и гантели, забытые под кроватью, и курение, и немного алкоголя. Но многие ли из его сверстников смогут, говоря честно, исключить из этого списка хоть один пункт? Каждому из них стоит прислушаться, что там доктор Криночкин говорит о тревожных звоночках, предвещающих проблемы с сердцем:
— Головные боли часто бывают следствием гипертензии — повышенного артериального давления. Метеозависимость. Снижение работоспособности: вы с трудом справляетесь с нагрузкой, которая раньше была привычной, или вообще не тянете ее. Это касается и физических возможностей организма: взбежать по лестнице, проехать на велосипеде. После этого могут появляться дискомфорт, одышка. А еще обратите внимание, не стали ли вы более раздражительным. И, конечно, то самое «сердце колет». Это звоночек неоднозначный: мы часто принимаем боли невралгического характера за сердечные. То, что в народе называется «спина в сердце стреляет». Но распространена и обратная ситуация, когда сердечные боли игнорируют, потому что «да это, наверняка, опять спина!» Последнее куда опаснее и может привести в итоге к инфаркту, к инвалидности. Лучше провериться и знать наверняка, ведь отличить их по ощущениям невозможно.
Гляжусь в тебя, как в зеркало
Втихомолку пересчитавший прозвеневшие для него звоночки мужчина в расцвете теперь с опаской ждет, что высмотрит на мониторе УЗИ-аппарата Дмитрий Криночкин. Картинка находится в движении, отдельные области то и дело подсвечиваются разными цветами — все это понятно только профессионалу. Дилетант в лучшем случае различит очертания желудочков и предсердий.
Доктор оценивает размер — не увеличены ли какие-то области сердца? Это может служить признаком развития ишемической болезни. Теперь внимание — на структуру клапанного аппарата: хорошо ли смыкаются клапаны? Не пропускают ли часть венозной или артериальной крови в обратном направлении?
Драматичность моменту придает неожиданно включившийся звук: хлюпанье сердца-насоса наполняет кабинет.
Последний этап — насосная функция сердца, на экране тоже обозначенная цветами. И вердикт: здоров!
Только врожденная патология — дополнительная хорда от которой, в общем-то, никакого вреда, кроме легкой аритмии. Разве что по наследству передается. В нашем случае — с гарантией. У меня такая же. Милый нюанс семейной жизни.
Мужчина в самом расцвете сил переводит дух и весело интересуется: «Доктор, если все хорошо, значит, мне сейчас можно выпить стаканчик кофе?»
Но прежде чем мы уходим, окрыленного 30-летнего пациента спускают на грешную землю: он знакомится с 50-летним мужчиной — следующий критический возраст. Оказывается, они тезки. Александры. Оба любят свою работу, курят и иногда выпивают. Только для старшего это теперь в прошлом, ведь в кардиоцентр он попал на машине скорой помощи. Вечером почувствовал жжение в области сердца, но «вроде прошло». Приехав с утра на работу, не смог подняться по лестнице. Развернулся и поехал домой. Скорую вызывал уже туда. Врачи приехали быстро. В больнице помощь тоже оказали оперативно и качественно. Теперь аппарат с 3D эффектом показал — погибло примерно 25 процентов сердечной ткани. Дмитрий Криночкин сказал, что с таким объемом поражения еще можно восстановиться, главное распрощаться с вредными привычками, заняться спортом (например, плаванием или скандинавской ходьбой) и придерживаться диеты. Не очень строгой, чтобы не потерять интерес к жизни. Но от жареного и копченого стоит отказаться. А старший Александр так любит копченую рыбу.
Младший легко улавливает прозрачный намек: одно обследование — не гарантия на всю жизнь. Через несколько лет нужно будет снова прийти в «Эхотон». На всякий случай. И к неврологу тоже давно пора записаться: сердце здорово, пора поискать причину болей в спине.
***
фото: Доктор Дмитрий Криночкин.