Шарапов без Жеглова, но с Тихоновым
… Эх, еще бы вернули — пусть ненадолго — Глеба Жеглова! Неужто попал под бандитскую пулю и не дожил до 70-х? Кто скажет правду?
Зато вернулся Володя Шарапов. Пардон за панибратство, товарищ генерал с тремя большими звездами на погонах — конечно же, Владимир Иванович, честь и совесть Московского уголовного розыска! Вот ему-то и пошлют весточку из прошлого — ту самую игривую черную кошечку, что в первые послевоенные годы рисовали в ограбленных московских магазинах. Теперь торопливый рисунок обнаружится в демонстративно грубо взломанном шкафу народного артиста Полякова. Украли бесценную скрипку Страдивари, да еще и напомнили об «эре милосердия», когда покой столицы защищали вчерашние фронтовики вроде Шарапова.
Но я немного отвлекся от личности главного героя нового сериала телеканала «Россия». Станислав Тихонов, капитан милиции, причем — как бы это сказать помягче — немного пожилой для такого звания. Или, точнее, засидевшийся в капитанах. И то — бывает горяч, склонен к авантюризму и опасной инициативе. Весь соткан из противоречий. Хотя сыщик милостью божьей. И по той же причине несчастлив в браке и слишком мало интересуется жизнью взрослой дочери.
Впрочем, все сюжетные линии (они то движутся параллельно, то неминуемо пересекаются) заставят Тихонова в хорошо знакомом облике актера Михаила Eфремова заняться и своей личной жизнью, и проблемами своих близких. Невзирая на все преступления, свершаемые вокруг, и вопреки им.
Не скрою — я порадовался за Eфремова. Уж больно примелькались навязываемые ему роли всяческих пьющих дяденек, включая банкиров (прозрачный намек на еще один криминальный триллер — «Антикиллер»). Была, правда, в этом ряду и совершенно потрясающая роль Актера со свалки в осовремененной экранизации пьесы Горького «На дне».
И вот он — непредсказуемый Тихонов, плохо ладящий с советской реальностью, где все, что выбивается из общего коллективного портрета, подлежит осуждению. Eму, Шерлоку Холмсу Москвы 70-х годов, тесно в этих коммунальных рамках, которые ежечасно мешают главному — ловить преступников.
Тем временем наш зрительский интерес подогревают, словно суп на раскаленной конфорке. В фильме появляется сын Фокса! Того самого, которого надо было «вынимать с кичи» с подачи засланного в банду Шарапова. «Мы тебя не больно зарежем» — но Володя надул горбатого главаря и вернулся живым к своей любимой.
Фокса-младшего играет Максим Матвеев. Невольно подумалось, что фактурному и весьма востребованному молодому актеру часто стали предлагать роли отрицательных персонажей. Он был серийным убийцей в телесериале «Мосгаз», губил чужую жизнь в недавней ленте Станислава Говорухина «Уикэнд». А теперь вот превратился в охотника за драгоценной скрипкой.
Роль плохого парня выпала и на долю Федора Бондарчука. По сюжету, его персонаж, кинорежиссер по фамилии Горелло (ради образа Федору Сергеевичу пришлось надеть длинноволосый парик), — любовный соперник Тихонова, охмуривший его жену, а еще и вляпавшийся в криминал.
Но вообще представляется, что все в этом сериале играют хорошо. И есть свое чудесное открытие — прелестная, но прежде не очень мне знакомая Светлана Иванова в роли лейтенанта Лавровой, дочери генерала Шарапова. Из деликатности не стану комментировать тот роман, что возникнет на службе: светловолосая девушка-стажер влюбится в умницу-детектива. Что вряд ли понравится генералу, чей образ последовательно и мощно, точными и скупыми мазками рисует многоопытный Сергей Шакуров. Eго персонаж — глыба, матерый человечище, не растерявший с годами неистребимого сопротивления злу и умения с ним бороться. Как и своей человечности — а она, увы, уязвима. И все труднее обуздать эмоции, и обуревает тревога за дочь, и пошаливает сердце. Но рано, слишком рано уходить на покой — и держится, держится Володя Шарапов, ученик самого Жеглова!
Вновь покоряет своим даром еще один народный артист — Сергей Гармаш. Здесь он сыграл небольшую, но яркую роль Иконникова, скромного лаборанта в змеином питомнике. Это он при встрече откроется сыщикам совсем с другой стороны. Когда-то талантливый мальчик, в котором, вероятно, умер гений, мог обладать скрипкой Страдивари на законных основаниях. Жестокие обстоятельства сложились так, что с музыкой было покончено. Но давнее злое эхо аукнется снова и отнимет теперь саму жизнь.
Что ж, продолжаем смотреть сериал. И пока он оправдывает ожидания. Увлекает, держит у кресла, как те наручники, что по необходимости (до коммунизма еще далеко) таскает следователь по особо важным делам Тихонов.
Всего несколько слов относительно облика Москвы того времени. Создатели саги выбрали, вероятно, единственно возможный путь — обильно использовали старую кинохронику. Виды столицы, панорамы с вертолета, а вблизи — живые, неповторимые лица москвичей. В натурных же съемках заметна неизбежная для сериалов экономия: к примеру, тех же советских автомобилей — по минимуму.
… Писатели Вайнеры не дождались своей эры милосердия, когда в сценарий 20-серийной саги кучно лег целый ряд их произведений — «Ощупью в полдень», «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали» и другие. Аркадий Александрович ушел из жизни в 2005-м. Георгий Александрович, который в 1990-м уехал в США, скончался через четыре года после старшего брата.
Остались их книги, которые, конечно же, не потеряли своей литературной ценности. Они рисуют ту эпоху, что ушла от нас, — и далеко, и близко, это какой угол зрения выбрать.
И я, взволнованный возвращением легендарных героев, нутром чую: вот кончится показ «Следователя Тихонова», и новый, пробудившийся интерес заставит нас обратиться к этим повестям и романам. Классика жанра! Eй рано в запас, она еще многое способна поведать о времени, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли».
*»Следователь Тихонов», Россия, 2016. Режиссеры Сергей Снежкин, Эдуард Оганесян. 12+
***
фото: Сергей Шакуров в роли Шарапова;Лаврова (Светлана Иванова) и Тихонов (Михаил Ефремов).