Нужна ли спешка теплотрассам?
Депутатам городской Думы предложили срочно решить вопрос о предоставлении компании «Тепло Тюмени» отсрочки на два года платежей за аренду разводящих теплотрасс.
Эта тема в повестке дня постоянной комиссии по экономической политике и ЖКХ возникла вне плана. Не успели даже заранее подготовить пакет документов. Между тем, предложение небезобидное, влекущее за собой недопоступление средств в городскую казну.
Eлена Уляшева, директор департамента имущественных отношений, изложила аргументы в поддержку предложения. Главный из них — высокий процент износа разводящих теплотрасс и необходимость проводить не только плановый, но и внеплановый ремонт. Периодичность ремонтов предсказать трудно, они отвлекают финансовые, технические, людские ресурсы предприятия. Одной тарифной составляющей (платы за теплоснабжение, включенной в состав тарифа для физических лиц) для покрытия затрат недостаточно. К тому же платежи населения поступают неритмично и не полностью. Как в такой ситуации выполнять запланированные объемы текущих и капитальных ремонтов? Может, отсрочка с выплатой арендных платежей решила бы проблему? Речь идет о достаточно больших затратах. Например, в этом году предприятие «Тепло Тюмени» уже внесло арендных платежей на 90 млн рублей.
— Капитальный ремонт разводящих теплотрасс компания частично проводит за бюджетные деньги, — отметил Юрий Баранчук, председатель постоянной комиссии. — И процент освоения бюджетных средств у компании «Тепло Тюмени» — самый низкий. Так зачем предоставлять рассрочку, если не выполняются планы?
Необходимость откладывать платежи на долгий срок не понял и Александр Лейс. Горожанам же никто не предоставляет отсрочки платежей, например, на период затянувшегося капитального ремонта теплотрасс.
— Какой такой объем работ компания будет выполнять два года, чтобы в этот период не вносить арендную плату? — недоумевал он.
Eлена Уляшева объяснила, что капитальный ремонт — процесс сложный, «это не только то, что мы видим глазами». Eсть еще достаточно длинный подготовительный период, когда разрабатывается и согласовывается проектно- сметная документация, выбирается подрядчик.
— Но доход же компания в этот период получает? — задал риторический вопрос депутат.
— Никаких особых отличий у «Тепла Тюмени» по сравнению с другими подрядчиками, работающими по муниципальным контрактам, нет, — отметил Юрий Баранчук. — Все должны быть в равных условиях. Почему «Теплу Тюмени» надо давать преференции?
— У жителей есть масса жалоб на работу «Тепла Тюмени», — поддержал коллегу Мурат Тулебаев. — Они планы ремонта теплотрасс и тепловых пунктов не выполняют, а им рассрочку давать на два года? Может, тогда лучше на пять лет? Или вообще кредитовать их будем из бюджета?
Сложившуюся ситуацию Николай Романов, заместитель председателя городской Думы, образно назвал так: «у двух нянек — дитя без глазу». Один департамент ведет имущественный учет, другой — ремонт и обслуживание разводящих теплотрасс. Но кто в таком случае хозяин ситуации?
— Мы не раз шли на поводу у компании «Тепло Тюмени», — подчеркнул Николай Романов. — И что в итоге? Тариф на теплоснабжение в муниципальных котельных, которые тоже в аренде у «Тепла Тюмени», — самый высокий.
— В три раза выше, чем в среднем по городу, — уточнил Юрий Баранчук. — Eсть о чем подумать.
Большинство депутатов согласились с мнением, высказанным Александром Захаровым: спешка в данном вопросе неуместна. Вопрос этот тянет на не один миллион рублей.
Настрой депутатов был таким жестким, что казалось, еще чуть- чуть и эту тему закроют навсегда. Но Юрий Баранчук предложил обеим сторонам подготовиться к дискуссии более основательно. В мае в повестке дня комиссии стоит вопрос об итогах работы теплоснабжающих организаций в отопительный период. Вот тогда можно и вернуться к обсуждению этого вопроса. Большинство депутатов проголосовали — за, только двое — воздержались.
***
фото: Компания «Тепло Тюмени» каждый год ремонтирует в капитальном варианте несколько километров разводящих теплотрасс.