Верите ли вы в инопланетян так, как верю в них я?
Многие верят в то, что не доказано наукой. Например, в экстрасенсов. Хотя ни один чтец мыслей или разглядыватель аур до сих пор не получил премию в один миллион долларов, назначенную иллюзионистом Джеймсом Рэнди за демонстрацию паранормальных способностей в условиях корректного эксперимента.
Понятно, почему в призраков и их укротителей верили в XIX веке, — тогда наука не умела объяснять множество явлений. Но сегодня-то почти на любой вопрос можно отыскать научный ответ! Как говорится, «Google» в помощь. Однако количество заблуждений, псевдонаучных теорий и выдумок только растет.
Чего боятся в Интернете?
В Интернете атеисты часто спорят с представителями традиционных религий о происхождении вселенной и человека. Казалось бы: верить или не верить в бога и его участие в сотворении Земли — личное дело каждого. Но четыре года назад депутат Госдумы от «Eдиной России» Вячеслав Лысаков предложил преподавать креационизм на уроках биологии. А два года назад мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что в школах нужно прекратить рассказывать об эволюционной теории, потому что он не хотел бы, чтоб его дети думали «что все мы произошли от обезьяны, а не от воли Всевышнего».
Или вред прививок! Километры текста, написанного анонимами, грозят родителям: вместо иммунитета от болезни дети получат болезнь. Не обязательно ту, от которой прививали. Мне доводилось встречать ничем неподтвержденные заявления, что прививки приводят к раку, аутизму и даже к изменению сексуальной ориентации.
А какое пугало соорудили из генетически модифицированных продуктов? Массовый страх перед ГМО раздули до таких размеров, что на нем теперь зарабатывают производители, привлекающие покупателей наклейкой «Без ГМО» и требующие за «экологичный» товар тройную цену.
Откуда берутся эти мифы? И как на самом деле обстоит ситуация с прививками и вселенной, экстрасенсами и ГМО? Об этом и многом другом рассказывают популяризаторы науки. Иногда это ученые, стремящиеся развеять заблуждения, связанные с их областью науки. Но чаще — журналисты с естественно-научным образованием, способные не только понять сложные научные термины, но и интерпретировать услышанное, чтобы понял каждый.
Популяризаторы нарасхват
Одна из популяризаторов — Ася Казанцева — недавно приезжала в Тюмень читать лекцию о том, как работает мозг. Молодая писательница, она в этом году опубликовала вторую книгу под названием «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». И много раз выступала на публике с лекциями, аудиторию которых видит так:
— По отношению к любой теории людей можно разделить на три группы, — рассуждает Ася Казанцева. — Возьмем креационизм: с одной стороны те, для кого представление, что Землю создал бог, — основа мировоззрения. С другой — эволюционные биологи, которые настаивают, что эволюция — реальность. А между ними — все остальные: люди, которым, в общем-то, все равно. Они готовы с интересом выслушать и тех, и других — кто первым подаст информацию в понятной и яркой обертке. Задача популяризатора науки состоит в том, чтобы сделать научные факты такими же интересными, какой пропагандисты выставляют псевдонауку.
И у них получается! Проблема, по словам Аси Казанцевой, только в том, что в нашей стране популяризаторов мало. Не только среди ученых, которые в первую очередь должны заниматься непосредственно наукой. Но и среди журналистов.
— Нас несколько десятков. Спрос многократно превышает предложение, — рассказывает она. — Это ниша, в которой много свободного места, и каждый из нас надеется, что популяризаторов будет больше. Ведь рассказывать о науке интересно и доступным языком — это во многом вопрос практики. Конечно, разные научные журналисты излагают материал на разных уровнях сложности. И какие бы слова вы ни подобрали, все равно найдется слушатель, который скажет, что это слишком сложно или слишком просто. Конечно, чем сложнее мы рассказываем, тем более узкая у нас аудитория. А чем проще — тем аудитория шире.
С одной стороны Eлена Малышева с программой «Жить здорово»: там истории, приближенные к науке, но предельно упрощенные и потому имеющие миллионы зрителей. А с другой лекции Александра Маркова (доктор биологических наук, палеонтолог, заведующий кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ — Д.Р.). Лишь сотни людей на всю Москву могут их воспринять.
Ко мне на лекции в основном ходят люди от 25 до 30 лет. Думаю, это связано не только со стилем изложения материала. Но и с моим возрастом. Людям старшего поколения некомфортно слушать кого-то моложе них. Eсть история про макак на японском острове Якусима, которые научились мыть батат перед тем, как съесть. На других островах обезьяны этого не умели. Мыть батат научилась молодая самка. Старшие смотрели на нее, но учиться не стали, а вот детеныши и молодняк охотно переняли полезный навык. Прежде, чем все обезьяны этому научились, сменилось поколение.
Тухлые яйца как аргумент в споре
Как бы ни старались популяризаторы науки, человеку все же придется приложить некоторые усилия: пойти в магазин и купить книжку или прийти на лекцию. В то время как сектанты сами приходят к вам домой и предлагают «поговорить о.» А «невероятные истории об инопланетянах, которые правительство скрывало от вас», можно увидеть, включив телевизор на нужном канале.
— Тиражи научно-популярных книг — это в лучшем случае десятки тысяч экземпляров, — говорит Ася Казанцева. — Но пятнадцать лет назад не было и этого. В России ничего не писалось, не переводилось. Теперь идет мода на научпоп, она распространяется из Москвы по другим городам. В 2004 году в столице только начали читать первые лекции, а теперь вы, размышляя, как провести пятничный вечер, выбираете из нескольких заявленных тем и идете туда, где интересней. В 2010 году тенденцию подхватили в городах-миллионниках. И сегодня научпоп постепенно приходит в города с населением меньше миллиона. Я и другие популяризаторы науки из Москвы летаем читать лекции каждую неделю. Но это только до тех пор, пока в регионах не появятся собственные выступающие. Когда лекторы из Тюмени начнут приезжать в Москву так же, как сейчас ездят москвичи, сформируется единое пространство, и через поколение мы научимся мыть батат.
Впрочем, некоторые приверженцы радикальных идей мыть сладкую картошку не хотят, а хотят ею швыряться в оппонентов. Они нападают на популяризаторов науки в Интернете, оскорбляют и даже угрожают.
— По отношению ко мне такое поведение пока не выходило за рамки обещаний прийти на лекцию и закидать меня тухлыми яйцами, — со смехом вспоминает Казанцева. — Правда, теперь у меня вышла вторая книга. Я там много говорю о лженауках и, в частности, ущемляю интересы тех, кто торгует гомеопатией.
Но я считаю, что физически нахожусь в безопасности. Чтобы причинить мне вред, меня придется найти. А для этого нужно обладать хоть минимальным интеллектом. Люди же, обладающие интеллектом, понимают: любая плохая вещь, случившаяся со мной, станет мощным медиаповодом. И резко увеличит как популярность моих книг, так и распространенность научного взгляда на мир. А ведь главное — научить людей самостоятельной работе с информацией. Во второй книге последняя глава называется «Краткий курс поиска истины», и в ней я рассказываю, чем научная статья отличается от ненаучной. Мне кажется, в будущем здоровом благополучном обществе всякий раз, когда кто-то выдвинет странный тезис, окружающие мягко будут просить его дать ссылки на научные исследования и не примут этого человека всерьез, если он ссылки не даст. А для этого нужно, чтобы широкая общественность знала, что такое научные исследования и почему они важны. Моя конечная цель — научить людей думать самостоятельно. Цель моей работы — сделать так, чтобы моя работа стала не нужна.
***
фото: Ася Казанцева.