Об «этом» говорят профессионалы
Взрослые дяди и тети из телевизора любят вспоминать времена, когда трава была зеленее, вода мокрее, а молодежь вежливо относилась к старшим и отличалась тотальной скромностью, о плотском и помыслить не могла — щеки, простите, ланиты тут же делались пунцовыми от стыда.
Было ли такое на самом деле, и если да, то почему никто не может назвать конкретный исторический период — вопрос для отдельного разговора. Но вернуть то неуловимое время мечтают многие, причем вслух. Перво-наперво предлагают рассказывать школьникам про «духовные скрепы» и запрещать аборты. Запрещать полностью пока не дают, но настойчивые разговоры: «Уберем прерывание беременности из списка гарантированных бесплатных медицинских услуг» не утихают.
Прямо сейчас на сайтах страховщиков в каждом регионе проводится экспресс-голосование. В Тюменской области 85 процентов опрошенных за бесплатные аборты. Не исключено, что многие из проголосовавших — врачи. Им-то хорошо известно, чем такие запретительные инициативы заканчиваются. Когда в Абхазии ввели полный запрет на аборты, многие видные чиновники от медицины высказались.
Например, Инна Куликова, директор нашего областного департамента здравоохранения, открыто заявила, что думает по поводу подобных мер: «Заканчиваются они всегда плохо!»
— В истории нашей страны все это было: криминальные аборты, попытки самостоятельно избавиться от ребенка при помощи «бабкиных советов» и множество трагедий, с этим связанных, — пояснила она тогда свою позицию. — Нам бы не хотелось эту тему обсуждать. Наша задача: рассказывать женщинам (и мужчинам, которые тоже должны брать на себя ответственность за нежелательную беременность) о мерах контрацепции и профилактике абортов. Мы должны идти по пути просвещения.
Позиция директора департамента хорошо подкрепляется тем, что в регионе без всяких запретов количество абортов каждый год снижается. Не благодаря пропаганде абстрактных «семейных ценностей», а за счет реального роста благосостояния жителей. Недаром же наша область два года подряд признается лучшей по уровню жизни населения…
Можно представить, какой эффект мы получим, когда к достойной жизни прибавятся еще и необходимые каждому человеку знания о контрацепции!
Говорить стыдно, молчать — тошно
На первом этаже дома N 6 по улице Газовиков много дверей. Через одну из них можно попасть, например, в поликлинику N 1. Через другую — в женскую консультацию. Но не так-то просто найти дверь, ведущую в центр репродуктивного здоровья подростков. Он работает больше года, но по разным причинам пока плохо известен горожанам. Вход в него помечен листком печатного текста, приклеенным на скотч.
Надеюсь, это временно. Место, где получают помощь подростки, столкнувшиеся с табуированной, но требующей немедленного решения проблемой, должно сиять неоновой вывеской. Или иметь на двери QR-код, который можно считать при помощи мобильного телефона, — последнее, пожалуй, даже лучше. Юношам и девушкам компьютерной эры так понятней и заметней.
В этом центре подростки найдут всех необходимых специалистов разом: гинеколог и андролог осмотрят, проведут анализы, выявят заболевания или подтвердят их отсутствие; психолог поможет разобраться в сложной ситуации, в отношениях с партнером или с родителями; социальный работник подключится, если интимный контакт или беременность произошли в результате принуждения.
— Таких ситуаций пока не было, — говорит заведующая центром Ольга Гурбо. — Но мы готовы к тому, что подросток, столкнувшийся с изнасилованием, может прийти к нам в любой момент. И мы знаем, как с ним нужно будет работать.
Пока такой центр в городе один, и за помощью обращаются как жители прикрепленных к первой поликлинике территорий, так и из других районов.
К нынешнему моменту набралось тысячи три детей и подростков. Малышей приводят родители, как правило, по направлению от другого врача и в связи с болезнями, не имеющими отношения к нынешней интимной жизни (или ее отсутствию), но способными в дальнейшем помешать репродуктивному здоровью.
Подростки старшего школьного возраста (от 14 лет) на прием обычно приходят одни, и проблемы, с которыми они обращаются к врачам, касаются не только будущей возможности стать мамой или папой.
Например, в прошлом году шесть девушек (в основном 16-17 лет) оказались беременны. В этом — еще три. Как поясняет Ольга Петровна, они «дружили» с парнями постарше. А те, видимо, никогда не слышали о презервативах.
Практически все несовершеннолетние, поработав с психологом, взвесив все «за» и «против», решили отказаться от вынашивания беременности. И их передали с рук на руки в перинатальный центр.
— В нашей практике большинство девочек с нежелательной беременностью — из неблагополучных семей, — рассказывает доктор Гурбо. — Но это не значит, что их более везучие сверстницы вне опасности. Ведь вне зависимости от того, в полной или неполной, в богатой или бедной семье они выросли, тюменские подростки очень плохо осведомлены о том, что такое контрацепция и зачем она нужна.
Натяни на голову… презерватив
Как-то так сложилось, что в нашей стране ответственность за все последствия близости между двумя людьми несет только один из них, а именно — женщина. Поэтому девочки о контрацепции знают побольше мальчиков.
Впрочем, как на опыте убедилась гинеколог Анастасия Харлапанова, знания их чаще всего состоят из обрывков прочитанных в журналах статей, разговоров со сверстницами в Интернете и дремучих мифов, многие из которых рассказывали друг другу на ушко еще их прабабушки.
— Примерно 75 процентов девушек и девочек, которые приходили ко мне на прием, нуждались в качественной разъяснительной беседе на тему предотвращения нежелательной беременности и защиты от заболеваний, передающихся половым путем, — говорит доктор Харлапанова. — Например, половина моих юных пациенток считала, что прерванный половой акт и высчитывание «безопасных» дней месяца — надежные способы предохранения. Пока им везет, и беременность не наступает, они считают это доказательством надежности выбранного способа. А когда жизнь доказывает обратное, предотвращать беременность поздно.
Нет, можно понять, когда каша из топора варится в головах у подростков, которым официально о подобных вещах думать вообще запрещено. Но, по мнению гинеколога, мамы знают о контрацепции еще меньше, чем их дочери.
Примерно 80 процентов взрослых женщин, с которыми Анастасии Харлапановой пришлось столкнуться по долгу службы, были не в состоянии самостоятельно рассказать дочерям о безопасности, потому что верили в те же сказки, что и их девочки.
Впрочем, отцы так же, как и матери, в вопросах контрацепции безнадежно отстали. Галина Лютикова, врач по гигиеническому воспитанию центра «АнтиСПИД», не раз высказывалась о том, что взрослые мужчины ничего не знают о способах профилактики болезней, передающихся половым путем:
— Интересные ситуации бывают на родительских собраниях, — вспоминала она на одной из тематических пресс-конференций. — Когда разговор доходит до презервативов, отцы вдруг оживляются и просят отдельно рассказать о том, как их выбирать и что нужно делать, дабы повысить степень защиты. То есть они сами этого не знают! Что они могут рассказать детям?
Как свидетельствует опыт Алексея Луткова, андролога центра репродуктивного здоровья подростков, мальчики четко усваивают одно — если тебя спрашивают о презервативах, нужно без запинки отвечать, что ты ими пользуешься, при этом реальность может свободно расходиться со словами. От кого-то же беременеют «случайно» девушки и молодые женщины каждый год.
«Грамотные медицинские разъяснения — лучший способ свести количество таких «случайностей» к минимуму», — в этом Ольга Гурбо уверена.
Но она и ее коллеги, конечно, не справятся со всем городом, тут бы хоть Центральный район качественно охватить. Но за год центр показал хорошие результаты, и не исключено, что организаторы здравоохранения в департаментах вскоре откроют такие же в Калининском, Восточном и Ленинском районах.
***
фото: Хорошо бы убедить подростков просто держаться за руки, но это еще никогда и ни у кого не получалось.