По кочкам, по кочкам… В ямку— бух!
В детстве мне очень нравилась эта забава: я весело прыгала на маминых или папиных коленках, пока дело не доходило до ямки. Впрочем, ямка — это тоже было весело, потому что родительские руки всегда вовремя подхватывали, не давая свалиться на пол. Сейчас не до смеху…
Будь я маленькой, наверное, бросила бы руль, топнула ножкой по педали тормоза и разревелась, уткнувшись носом в клаксон. Иной раз именно так хочется поступить, когда устаешь уворачиваться от бесконечных ям, распустившихся на дорогах с приходом весны. И вроде ничего нового. Научно уже давно доказано, что чем больше влажность, тем меньше прочность грунта. Соответственно, прочность дорожной конструкции минимальна в весенний период. Но есть и другое научное утверждение: чем качественнее уложен асфальт, тем дольше срок его эксплуатации.
А этой весной, кажется, кончился срок годности практически у всех дорог в городе. Знакомые водители на мою просьбу припомнить, на каких улицах им в последнее время попадались ямы, как один заявили, что легче сказать, на каких — не попадались. И многие автомобилисты в связи с этим даже разработали тактику выживания в дорожных условиях: они не пытаются искать новые пути, а, наоборот, пользуются старыми избитыми — в прямом смысле слова — маршрутами, которые хотя и усыпаны ямами, но ямы эти хотя бы знакомые. А значит, водитель точно знает, в каком месте ему надо выехать на встречку, а в каком — на обочину, а то и на тротуар. Да, именно к этому — нарушению правил безопасного движения — подталкивают ямы на дорогах. Водитель, уже однажды разворотив диск или помяв порог о край провала, будет инстинктивно отворачивать руль от очередной дыры в асфальте. Даже на небольшой скорости это может привести к печальным последствиям.
Лично знаю такую яму-провокаторшу, которая появилась на недавно построенной улице Технической. Буквально вчера (позавчера, и два, и три, и четыре дня назад) здесь чуть лоб в лоб не столкнулись две машины. Улица Вокзальная — в том месте, где она перетекает в Смоленскую: каждый день в часы пик здесь образуется затык из-за ямы, которая перекрывает практически всю полосу движения — по направлению к улице Грибоедова. И дальше — по длинному списку…
… Тюменские специалисты в дорожных вопросах Борис Eлькин и Александр Болштянский уже давно настаивают на том, чтобы грамотно использовать дорожное полотно и тем самым увеличить срок его службы. Допустим, появилась колея на асфальте, требуется установить знак, призывающий водителей держаться правее или левее, чтобы не углублять борозды. И несколько таких знаков — в качестве эксперимента — и правда, появилось в Тюмени. Другое дело, что объехать колею не так уж и сложно. А вот как должен выглядеть знак, предостерегающий водителей от спонтанно появляющихся на дорожном покрытии ям? Я представляю себе циркового медведя на уницикле. Не иначе…
Хотя в ГАИ борются с ямами без медведей. Госинспектор дорожного надзора городского ОГИБДД Ольга Батурина говорит, что ямочные проблемы начались уже с середины марта — с этого времени юридическим лицам выдано 45 предписаний об устранении выявленных недостатков содержания улично-дорожной сети. Eсть и постановления о привлечении к административной ответственности — семь штук. Активное участие в обнаружении опасных участков принимают и сами граждане — за последнее время в ГАИ обратились с жалобами 24 человека, которым, видимо, надоело изо дня в день трястись на одних и тех же колдобинах и повторять под нос одни и те же бесполезные ругательства.
***
фото: Весной ямы цветут пышным цветом.