Кино и музыка: слиянье двух искусств
Историк кино Наталья Соколова дебютировала на сцене в качестве… музыковеда.
Во вторник в институте культуры прошел концерт-лекция «В дуэте с кино», и тема его — киномузыка.
— Идея фортепианного дуэта ТГИК — Ольги Аскаровой и Светланы Грауберг, — рассказывает Соколова. — А поскольку идет Год кино, они предложили мне такое сотрудничество.
Для Тюмени лекция-концерт — новая форма, хотя уже давно модно совмещать литературные тексты с музыкой. Сама Соколова наблюдает это во время поездок по Eвропе, а мы видим на примере сказок с оркестром в филармонии.
Что касается киномузыки, по словам Натальи Павловны, она давно признана в академической среде как полноправная часть высокой музыкальной культуры.
— В курсе «История кино» я уделяю этому внимание. Рассказ о советской, российской киномузыке делю обычно на два сюжета, — говорит Соколова. — Первый — когда в кино приходит композитор первой величины. Например, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Эдисон Денисов… Они много в своем творчестве отдали кино. Второй сюжет — композиторы, у которых, к сожалению, судьба не сложилась в академической среде, зато они известны работами для кино. Это Исаак Шварц, Эдуард Артемьев, Владимир Дашкевич, Вячеслав Овчинников. И, конечно, Микаэл Таривердиев. Он писал много и для органа, но все это менее известно широкой публике.
Выбор имен и произведений для концерта зависел от пианисток. Они нашли переложения для фортепиано музыки Прокофьева к фильму «Поручик Киже». Музыка эта малоизвестна, как и сам фильм, снятый Александром Файнциммером. В том же 1934 году вышли на экраны «Чапаев» братьев Васильевых и «Веселые ребята» Александрова. «Поручик Киже» потерялся на фоне этих хитов.
Но вот любопытная деталь. Мы знаем великого Исаака Дунаевского, который работал с Александровым в «Веселых ребятах». Вместе они прославились. А кто, вы думаете, управлял оркестром, который записывал музыку Прокофьева к фильму «Поручик Киже»? Все тот же Дунаевский! Но тогда он был еще никому не известен.
И это лишь один эпизод, связанный с киномузыкой, о котором Наталья Соколова рассказала на лекции. А Ольга Аксарова и Светлана Грауберг исполнили два фрагмента из оркестровой сюиты к фильму «Поручик Киже», интермеццо из фильма «17 мгновений весны» и вальс из «Иронии судьбы».
Может ли дебютный концерт- лекция вылиться в цикл подобных встреч?
— Может, — считает Наталья Соколова. — Когда мы готовились к лекции, обратились к работам нашего современника Григория Корчмара, профессора Российского педагогического института имени Герцена. Он сделал массу переложений киномузыки для двух фортепиано. Например, музыки Исаака Дунаевского к фильму «Приключения капитана Гранта», к «Веселым ребятам», к «Цирку». Eсть музыка Андрея Петрова, в том числе к фильму «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Так что все возможно, если будет успех.