Флотоводческий орден тюменца
Уроженец Тюмени Владимир Михайлович Янковский — кавалер ордена Нахимова II степени.
Этот любопытный факт мне удалось выявить при недавнем просмотре биографических данных советских и иностранных кавалеров орденов Ушакова и Нахимова.
По документам Центрального архива ВМФ, находящегося в городе Гатчина Ленинградской области, среди награжденных орденом Нахимова I степени в период с 1944 по 1981 год наших земляков нет.
В списке 469-ти кавалеров этой почетной и редкой флотоводческой награды II степени под N 465 значится подполковник Янковский Владимир Михайлович, награжденный указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1946 года. Имеется и запись о том, что ему «вручен знак за N 884».
Сразу возникают два вопроса. Почему кавалер флотоводческого ордена имел «сухопутное» воинское звание? И почему врученный ему орден Нахимова имел такой большой порядковый номер при меньшем количестве награжденных? Ответы оказались весьма просты.
Во-первых, Владимир Янковский являлся офицером морской авиации, а во-вторых, — номер ордена значит не порядковый номер вручения, а количественный — в партии изготовления на Государственном монетном дворе.
Самое любопытное заключается в биографии офицера.
Судя по сохранившимся документам, «Янковский Владимир Михайлович родился 13 марта (по новому стилю) 1910 года в городе Тюмень».
Мне по крупицам удалось восстановить биографию этого незаурядного человека.
Итак, обо всем по порядку. Владимир Янковский — потомок древнего польского шляхетского рода Jankowski из Люблинского уезда Российской империи.
Eго родители приехали в наш город из Варшавы накануне открытия железной дороги Тюмень — Омск. Глава семейства являлся руководителем паровозной бригады Варшавско-Венской железной дороги.
Семья сняла две меблированные комнаты на улице Голицынской (ныне Первомайской). В одной из них и появился на свет будущий «нахимовский» кавалер. Из Сибири Янковские переехали в Краснодарский край.
При вступлении в 1931 году в ряды Красной армии, член ВКП(б) с 1930 года Владимир Янковский указал, что «происходит он из семьи паровозного пролетария», по национальности — «русский, имеющий польско-еврейские корни».
В 1932-м он окончил дивизионную партполитшколу 7-й кавалерийской дивизии имени Английского Пролетариата, а затем поступил в Eйскую морскую авиационную школу имени Сталина.
В декабре 1935 года эта школа произвела первый выпуск «военморлетов» с присвоением звания «лейтенант». Однако Янковский получил при выпуске звание «младший политрук» по линии политсостава РККА.
В 1937 году он находился в спецкомандировке в Маньчжурии. Наградой ему стал орден Красной Звезды.
В 1939-1940 годах батальонный комиссар Янковский участвовал в зимней войне с белофиннами в качестве комиссара 5-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. За время кратковременной, но суровой военной кампании он совершил 17 боевых вылетов на истребителе И-16 и лично сбил один финский самолет «бристоль-бульдог», заслужив орден Красного Знамени.
Начало Великой Отечественной войны застало комиссара 7-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота Янковского на аэродроме Бельбек под Севастополем. В этой должности он участвовал в обороне города-героя, лично вылетая на боевые задания.
Последний боевой вылет на Як-1 в небе Севастополя он совершил 4 июля 1942-го, взлетев с мыса Херсонес, выпустил по врагу весь боезапас и перелетел в Геленджик.
После упразднения института военных комиссаров при переаттестации Янковский получил звание майора и должность начальника штаба «родного» 7-го ИАП ВВС ЧФ. В октябре 1942-го он в воздушном бою лично сбил истребитель МE-109Г, но получил тяжелое сквозное ранение в грудь и чудом уцелел при посадке на свой аэродром.
Пилот вновь поднялся в небо лишь 23 апреля 1943 года. 3 октября 1943 года он стал командиром своего 7-го ИАП. К этому времени относится появление в составе морской авиации Черноморского флота американских истребителей Р-40 «Киттихаук» («Curtiss»).
Командир одним из первых летчиков-черноморцев освоил новинку ленд-лиза и провел на нем несколько воздушных боев.
«Звездным часом» пилота Янковского стала воздушная операция по разгрому немецко-румынских сил в порту Констанца.
С 20-го по 24 августа 1944 года 40 бомбардировщиков «Бостон-А- 20 G» под командованием майора Х.А. Рождественского под прикрытием 15 «киттихауков» В.М. Янковского четырежды совершали налеты на румынский порт и полностью вывели его из строя.
В сентябре 1944-го боевые действия на Черном море завершились. Однако майора Янковского ждало еще одно особое задание.
В период с 7-го по 12 февраля 1945 года 7-й Севастопольский Краснознаменный авиаполк ВВС ЧФ под его командованием осуществлял воздушное прикрытие аэродрома Бельбек в период проведения Ялтинской конференции глав правительств стран Антигитлеровской коалиции и получил личную благодарность Верховного Главнокомандующего.
Личный счет командира полка — 118 боевых вылетов, пять самолетов сбитых лично и два — в группе.
В ноябре 1945-го подполковник Янковский отправился на академические курсы при Военно-морской академии, а по их окончании возглавил учебный авиаполк академии на аэродроме Клоповицы Волосовского района Ленинградской области, в 60 километрах юго-западнее Ленинграда. Здесь-то ему и вручили орден Нахимова II-й степени — «за Констанцу и Ялту».
С мая 1955-го по ноябрь 1959 года полковник Янковский возглавлял Камышинское минно-торпедное авиационное командное училище. Он руководил курсантами вплоть до ликвидации училища во время осуществления сокращения ВС СССР по инициативе Н.С. Хрущева.
В январе 1960 года Владимир Михайлович уволился в запас и до последних дней жизни жил в городе на Неве, где и окончил свой земной путь.
***
фото: Владимир Янковский.