Геология и ее будущее
Время геологов-первооткрывателей прошло, современная наука ставит перед специалистами другие задачи. Кто такой «геолог нашего времени»? Знакомьтесь, один из них — аспирант института геологии и нефтегазодобычи ТГНГУ Павел Смирнов.
В этом году Павел готовится защитить степень кандидата геолого-минералогических наук. Один из его научных интересов — кремниевые породы.
— Когда-то на территории Сибири было огромное тропическое море. И в этом бассейне морском происходило много разных процессов: движения горных масс, течения… В результате сформировались огромные запасы кремниевых пород. Им посвящается моя кандидатская диссертация, — рассказывает Павел. — Я изучил условия залегания, химический и минеральный составы, запасы и условия формирования. Кремниевые породы широко распространены в Зауралье и Западной Сибири и традиционно считается, что им можно находить применение в десятках отраслей.
Но в первую очередь геология для Павла — это. работа с детьми. Введение школьников в важную и увлекательную профессию. «Тюменский клуб юных геологов», которым руководит Павел, занимается опережающей подготовкой школьников по всему комплексу наук о Земле. Сейчас в нем специализируются на общерегиональной геологии, нерудных полезных ископаемых. Эта отрасль, в отличие от нефтяной и газовой, по словам Смирнова, «не в тренде». Почему же юные геологи занимаются нетрадиционным направлением? «Ниша была свободна, — говорит Павел. — В ней можно развиваться, как мне казалось. И я в этом убеждаюсь больше и больше».
В клубе занимается четыре десятка школьников. На днях команда вернулась с «Сибирской геологической олимпиады». Тюменцы заняли в Новосибирске три первых места и два третьих. Кроме того, дипломом второй степени отмечена научная работа Никиты Уткина. Никита исследовал минеральную фазу железа в илистых отложениях реки Тобол.
— Почему дети приходят заниматься геологией? Привлекает романтический ореол, сложившийся вокруг профессии, или что-то иное? — интересуюсь я.
— У каждого своя мотивация, — отвечает Павел. — Дети сейчас мыслят рационально, они заинтересованы в том, чтобы все, чем они занимаются, давало результат. По крайней мере, мне так представляется. И я не вижу ничего плохого, если это помогает человеку реализоваться. В нашем клубе мы пытаемся не просто научить ребенка чему-то и забыть про него, мы сопровождаем. Один из основных кураторов среди нефтяных компаний — «Роснефть». И сейчас решаем с ними вопрос, чтобы выпускники клуба, будучи студентами вуза, повышали свой уровень знаний и практических навыков на производстве. Таким образом, выстраиваем непрерывный образовательный процесс. У воспитанников появляется перспектива трудоустройства, а компания получает элитные кадры. Уже есть два первокурсника института геологии и нефтегазодобычи, которые в следующем году будут участвовать в обучающих семинарах вместе с сотрудниками компании, а с третьего курса, если все сложится успешно, смогут приступить там к работе.
— Чем придется заниматься вашим ученикам? Тем, кто придет в профессию через пять-десять лет?
— Вообще, тенденция для всей науки — это работа на стыке. Мы неразрывно связаны с другими естественнонаучными дисциплинами. Например, передовые решения и новые идеи сейчас рождаются на стыке геологии и химии. В прошлом году на Всероссийской полевой олимпиаде по геологии наша ученица Дарья Аксенова представила проект по извлечению йода из подземных вод. Установка для извлечения йода и сопутствующее оборудование были разработаны ранее другими учеными, а мы присоединились к этой работе в части изучения сырьевой базы. Таким образом, друг другу помогли.
— Вам самому интереснее работать в кабинете или в полевых выездах?
— Eсли есть необходимость заниматься бумажной работой, я ее выполняю. К счастью, есть возможность отвлекаться от «бюрократических» вопросов. Этим летом, например, новосибирцы приглашают наш клуб съездить на урочище Чарские пески в Забайкалье, в Киргизию на Памир и в Оренбуржье.
***
фото: Павел Смирнов.