X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Радость, заполняющая арену

На вопрос: «Ну что в городе нового?» один тюменец, дедушка десятилетнего внука, с восторгом ответил: «В цирке — полный аншлаг».

Знаменитых дрессировщиков Филатовых, которые привезли в Тюмень новую программу, аншлагами не удивишь. Хотя за 180 лет выступления на цирковых аренах (именно столько лет этой династии) артисты видели всякое — и громкие победы на международных конкурсах, и необъяснимые провалы, и нескончаемые овации, и сдержанные аплодисменты. Для них всегда важнее были не регалии, а восторг в глазах зрителей — эта универсальная международная валюта, ради которой цирковые артисты готовы работать день и ночь, преодолевать боль, травмы, бытовые неудобства.

— Какую программу на ура примут зрители в любом уголке страны? О какой будут говорить, советовать сходить друзьям, знакомым? Ту, которая сделана красиво, ярко, со вкусом и на высоком уровне, — считает Татьяна Филатова, знаменитая дрессировщица, руководитель программы. — Мы не сторонники шоу и считаем, что настоящий цирк силен мастерством и трюками. И умением удивлять зрителя. С самой первой минуты, когда артисты выходят на парад алле, и до заключительного эпилога.

Филатовы — одна из самых старых династий в российском цирке. Eе основатель Иван Лазаревич Филатов был содержателем балаганов и передвижных цирков, основателем системы зооцирков. Eго сын Валентин Иванович работал акробатом, эквилибристом, смотрителем по уходу за животными. И только в 1941 году впервые выступил с собственным номером «Дрессированные медведи». С тех пор «Медвежий цирк» — визитная карточка дрессировщиков Филатовых. С этим аттракционом они объездили весь мир, снимались в кино.

— Отец хотел передать свое дело сыновьям, но родились дочки, и он долго по этому поводу расстраивался, — рассказывает Татьяна Валентиновна Филатова. — Но, как оказалось, зря. Мы обе пришли работать в цирк. Людмила вместе с мужем создала свою программу с экзотической группой животных, а мне по наследству достался и «Медвежий цирк». Думаю, что мы выполнили заветы отца, ему за нас было бы не стыдно. А сейчас на арену выходит уже пятое поколение нашей династии.

Eще два года назад Татьяна Валентиновна работала на арене в качестве дрессировщика, но однажды у нее умерла одна из самых талантливых артисток, слониха, с которой она работала много лет. Потерю переживала тяжело. И решила, что новых зверей брать не будет — пришла пора передавать бразды правления программой сыну Александру. Он, как и все цирковые дети, «родился в опилках» — с двух месяцев ездил с родителями на гастроли.

— На детей я никогда не давила, не заставляла делать выбор в пользу цирка, но Александра и заставлять было не надо, — рассказывает Татьяна Валентиновна, — он любил находиться в манеже, в любом амплуа, легко находил общий язык со всеми животными. Так что вопрос даже не стоял: «Продолжит ли он династию?», все получилось само собой. Но вначале он прошел хорошую школу — ассистировал в разных номерах, ухаживал за животными. В дрессуре действует железное правило: до 18 лет с хищниками работать нельзя.

В цирке вообще не услышишь жалоб на то, что «молодежь стала не та» — сидит у компьютера, ничего ей не надо, ничего не хочется. Равнодушие здесь не приживается ни в каких формах. С ним ни один номер до конца не доведешь и технику не отшлифуешь.

— Чем мне нравится нынешняя молодежь — она фонтанирует идеями, — говорит Филатова. — Да и возможностей схватить, найти новое, привнести его в свой номер у них намного больше — Интернет только на пользу. Сын, например, придумал несколько уникальных трюков, каких никто в мире еще не делает. Медведи у него и на велосипедах, и на мотоциклах, и на роликах, и на самокатах катаются. Они — и акробаты, и жонглеры, и певцы, и музыканты. Он идет от простого к сложному, скрупулезно отбирает лучшее. Я вообще убеждена, что цирк — искусство молодых.

Придумать такой трюк, который никто еще не пробовал сделать, в дрессуре сложно, считает знаменитая дрессировщица, но всегда можно уже отработанное и раскрытое умение перенаправить в другую плоскость, повернуть по-новому, заставить заиграть новыми красками. Главное — быть внимательным к животным, наблюдать за их поведением, многое они сами могут подсказать. По характеру все мишки, как и люди, — разные. Среди косолапых встречаются и лентяи, и сибариты, и даже нарциссы.

— Однажды взяли мы в зоопарке очень красивого медвежонка, с необычным, палевым оттенком шерсти, — рассказывает Татьяна Валентиновна, — но ничему учиться он категорически не хотел, зато обожал, когда его хвалят. Так и работал в номере — лежал, развалившись в кресле, — мол, любуйтесь мной. Бывают и злые, и добрые, и талантливые — разные. Хорошо хоть звездной болезнью не болеют. А перед любовью к сгущенке все равны. За это лакомство готовы на все.

Все выступающие в новой цирковой программе связаны семейными узами — родственными или узами брака. И это, считает Татьяна Филатова, — хороший знак. Такой большой семейный подряд (и костюмеры свои, и хореографы, и техники, и мастера по реквизиту) идет только на пользу. Качество подготовки программы по всем пунктам только выигрывает — эту скрупулезность, отработанность деталей видит и зритель.

— Цирк — это особая атмосфера, особый мир, в котором нет несущественных мелочей, — уверена Татьяна Филатова. — И костюмы важны, и освещение, и техническое мастерство артиста, и сценарий, и разнообразие жанров, и даже атмосфера в коллективе. В цирке все должно быть красиво и радостно.

***
фото: Александр Филатов и его питомцы;Татьяна Филатова;Публика забавляется большим мячом;На манеже Анна Сычева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта