Подеремся или договоримся?
Руководители четырех парламентских партий («Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР) ведут переговоры, результатом которых станет мирный договор, — он позволит думцам не бороться друг против друга на выборах в Госдуму осенью 2016 года.
Такую информацию публикует РБК со ссылкой на источники, близкие к руководству нижней палаты парламента. Как поясняет издание, согласно договоренности, за каждой из парламентских партий закрепят по десять одномандатных избирательных округов, где выдвинутся наиболее видные депутаты одной партии, другие же там не выставят своих кандидатов. Таким образом, на территории этих округов действующим депутатам-партийцам смогут противостоять только представители непарламентских партий.
Напомню, что предстоящие выборы в Госдуму пройдут по смешанной системе: гражданам предстоит избрать депутатов по партийным спискам и среди кандидатов, выдвигающихся в одномандатных округах. Для многих территорий России — это новшество. В Тюмени к такой системе уже успели привыкнуть.
Всего Центризбирком разбил страну на 225 одномандатных избирательных округов. Больше всего их в Москве (15) и Московской области (11), а также в Санкт- Петербурге (8). Тюменская «матрешка» оказалась поделена всего на пять округов — два в Югре (Ханты-Мансийский и Нижневартовский), один на Ямале и еще два в Тюмени и на юге области. Причем областная столица оказалась размежевана пополам: жители Ленинского и Центрального административных округов (537246) относятся к избирательному округу N 185, а жители Восточного и Калининского (540517) — к N 186.
Никому неизвестно, о каких именно 40 одномандатных округах договариваются парламентские партии. И договариваются ли вообще.
Например, вице спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев подтвердил, что переговоры ведутся. Более того, он отметил, что «идея поддерживается всеми партиями». Но такое ощущение, что либерал-демократы договаривались с кем-то не тем.
— «Единая Россия» официально заявила, что никаких договоренностей и соглашений на данный момент не существует, — комментирует Игорь Халин, председатель Тюменского областного избиркома. — И представители КПРФ заверили избирателей, что их депутаты станут баллотироваться по каждому одномандатному округу. И, на мой взгляд, это правильно. Подобные соглашения ограничат свободу избирателей, а действующее законодательство этого не позволяет. Конечно, можно заключить и устные договоренности. Но они, как правило, изначально нежизнеспособны. Это как с соглашениями о честной и прозрачной предвыборной борьбе, которые партии регулярно заключают между собой, а потом нарушают, — пусть на каком-то одном избирательном участке, какой-то один кандидат, но обязательно поведет себя нечестно по отношению к оппоненту.
. Действительно, в мирный исход предвыборного противостояния верится с трудом. Многие эксперты предрекают напряженную политическую гонку. Причем, как на уровне Госдумы, мандат которой не хочется потерять ни одному из действующих депутатов, так и на уровне региональных парламентов, новый созыв которых станут избирать не только у нас, но и еще в трех десятках регионов. В политическом информационном пространстве Тюмени речи о том, чтобы по примеру коллег из столицы, поделить регион, — тоже не идет. Напротив, по мнению Игоря Халина, активную кампанию по привлечению избирателей развернут и парламентские партии, и те, кому только дали шанс зайти в областную Думу: речь о 14-ти непарламентских партиях, которым для выдвижения кандидатов не требуется собирать подписи.
В нашей области наиболее активными из новеньких можно назвать, «Коммунистическую партию социальной справедливости» (КПСС). Как и их товарищи из КПРФ, представители КПСС ходят на митинги, посвященные финансовой неустроенности граждан. Примерно те же проблемы низкого уровня жизни выдвигает на первый план предвыборной программы «Партия пенсионеров России». Заметны в регионе и «Правое дело», и «Патриоты России», и «Гражданская позиция». Впрочем, от активности зависит результат на выборах, а вопрос «идти или не идти», по мнению Игоря Халина, перед 14-ю непарламентскими партиями не стоит в принципе — пойдут практически все, как минимум, чтобы получить практические навыки на будущее.