«V» как галочка
Английский — язык международного общения. Английский — язык настоящего. Английский — язык будущего. Наверное, все так и есть. Только все эти фразы я не раз слышал в прошлом. И, по-моему, к будущему мы приблизились немного.
Когда я был совсем маленьким, моя мама ходила на вечерние курсы английского языка. Сохранилась даже тетрадка с записями по лексике и фонетике. Тогда наша страна медленно поворачивалась навстречу миру, много говорили о том, что важно учить английский язык, уметь общаться с иностранцами без словаря и без стыда. Поэтому ко мне, пятилетнему, приходила юная девушка и играла со мной в игрушки, вкрапляя в разговор английские слова. В школе с углубленным изучением иностранных языков английский начался со второго класса — действительно на хорошем уровне, как я понял позже. Потом были два класса в другой школе, причем тоже не последней в городе — потерянное время.
А затем были четыре года английского в университете. Это отдельная песня. В вуз приходят с разным уровнем знаний. Одни учились в городе, другие — в селе, кому-то язык давали так, что, считай, вообще не давали. А отстающих студентов преподавателям тоже надо подтягивать. Вот и получается, что, даже находясь в «продвинутой» группе, доплачивая за эту привилегию в кассу университета, ты либо топчешься на месте, поджидая более слабых товарищей, либо ты и есть этот товарищ, который все равно не может ничего понять. Пальцев одной руки хватит, если перечислить тех из моих однокурсников, кто действительно сделал рывок в своем знании. А почему им удалось это сделать? Потому что хотели.
Подтвердила мои мысли руководитель академии корпоративного обучения иностранным языкам «Е4В» Мария Гилина, выпускник тюменского факультета романо-германской филологии. Проблема всегда в одном: в отсутствии силы воли, лени, недостатке мотивации. Кому надо — тот учит, кому не надо — не учит, говорит Мария. И это основополагающий тезис в изучении английского.
Знакомый юрист Иван узнал о вакансии в крупной международной компании, работающей и у нас, и решил использовать шанс по максимуму. И к серии собеседований, часть из которых должна пройти на инглише, как следует подготовился. В том числе, пользовался образовательным порталом «LinguaLeo»: завел улучшенный платный аккаунт, купил программы юридического английского. Есть и другие порталы, пособия — пользуйся, чем хочешь.
И это помогает многим. Тем более что со школы в голове остается мало. Мария говорит, что у ее клиентов — взрослых работающих людей — вначале, как правило, лишь элементарный уровень. Уже потом человек стремится к развитию: чтобы читать книги, смотреть кино, работать с иностранцами, чтобы расширить кругозор, в конце концов. Но это должно быть личное решение.
Поэтому к заявлениям, например, руководства университета, что через пять лет английский должен отскакивать от зубов студентов и преподавателей, я отношусь с иронией. Те, кому он не нужен, знать его не будут, как не знали и в предыдущие десятилетия. Надо, мол, быть глубже вовлеченным в глобальный научный процесс, читать зарубежных коллег. Но если условный кандидат наук не читал их до этого момента и все-таки работает на кафедре, значит, дело не в английском. Либо он справляется и без этого, либо требования к доцентам занижены.
Для любого успеха, в том числе для изучения иностранного языка, главное — желание. И впихнуть в человека больше, чем ему надо, — затея провальная. Больше двадцати лет я слышу о важности английского, но его не знает ни провинциальная молодежь, которая не может в Интернете прочесть анекдот на английском, ни министр спорта. Не знают даже алфавита, и электронный адрес по-прежнему надо, краснея от стыда, диктовать: «вэ» как галочка, «аш» как стульчик.
С чего бы тогда сейчас все заговорили? Может, не так уж это и надо? Не ставьте в обязанность — дайте возможность. Кому надо, тот выучит. Из-под палки полиглотов не наклепаешь. А разговоры о важности языка — лишь пыль в глаза. Даже касаемо путешествий: бублик в США можно купить, просто пальцем показав. Пуэрториканский уличный торговец знает английский еще хуже вашего.