Мотивировать, а не наказывать
Жалоб горожан на качество работы общественного транспорта стало существенно меньше, считают депутаты городской Думы.
На заседании постоянной комиссии по экономической политике и ЖКК депутат Юрий Коновалов дал такую характеристику ситуации: «В Тюмени транспортное обслуживание стало на уровне. Если раньше жалобы по этой тематике поступали от избирателей каждый день, то теперь — по одной-две в неделю».
Как выглядит динамика развития транспортных услуг в цифрах, показал Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города. За два года протяженность маршрутной сети увеличилась почти на 40 км. Сеть выделенных полос с того момента, когда организовали первые коридоры движения для автобусов, выросла в четыре раза. Появились новые маршруты и остановочные пункты. Схемы движения автобусов скорректировали для удобства жителей новых микрорайонов. Радикально решен вопрос омоложения общественного транспорта. Лет пять назад эта проблема казалась неподъемной, а сейчас средний возраст более тысячи городских автобусов не превышает пяти лет. На 18 процентов сократилось число ДТП с участием общественного транспорта. Но жалобы на качество обслуживания все-таки поступают. В 2015 году «горячая линия» «Тюменьгортранса» приняла 298 звонков. В результате проверок выявлено 615 нарушений, уволено 27 человек, 547 водителей и кондукторов получили выговоры. Общая сумма претензий, выставленных перевозчикам, составила три миллиона рублей.
— Сколько заявлений направлено в правоохранительные органы в связи с вандализмом на остановочных комплексах? — спросил Юрий Коновалов.
— Мы приняли регламент работы по этим фактам, вопрос находится на постоянном контроле, — осторожно ответил Афанасьев.
Ответ депутата не удовлетворил. И он привел свои факты.
— За 2014-2015 годы в полицию не поступило ни одного заявления о вандализме на остановках, — подчеркнул он. — Пока не будет обращений, проблема не исчезнет. Как, в таком случае, вы списываете поврежденное имущество?
— Мы ничего не списываем, а ведем учет повреждениям и текущим ремонтам, — уточнил Максим Викторович.
— И как происходит этот ремонт? — продолжал допытываться депутат. — Кто его фиксирует? Думаю, что этот вопрос надо бы изучить подробнее.
В хорошем отчете нашел недостатки и Динар Абукин.
— Из приведенной статистики следует, что водители и кондукторы понесли ответственность за нарушения. А их руководители? Почему вы наказываете только рабочий класс? — возмутился депутат от фракции КПРФ.
— Дело в том, что нарушения совершают не только водители муниципальных ПАТП, но и частных перевозчиков, — пояснил Максим Афанасьев. — Применить меры воздействия в данном случае мы не можем.
— Пока не начнете наказывать руководителей, статистика нарушений будет ползти вверх, — категоричен Динар Абукин.
Новый член постоянной комиссии депутат Александр Пивторак направил обсуждение в новое русло.
— Много обращений поступает от горожан с просьбами продлить автобусные маршруты до некоторых садовых обществ. Насколько это возможно? — уточнил он.
— Мы изучали вопрос, но суточный пассажиропоток по этим направлениям очень низкий (менее 500 человек в день). Общественный транспорт все-таки не может носить индивидуальный характер, — сказал Максим Афанасьев.
Серьезную тему затронул и депутат Мурат Тулебаев, спросив, будут ли в этом году при заключении новых контрактов предъявлять к перевозчикам новые требования.
— Мы обязаны действовать в рамках федерального закона, — подчеркнул Максим Викторович. — Дополнительные требования включать будем, но нельзя палку перегибать, иначе некому будет возить пассажиров. Лучше мотивировать, чем наказывать.
— Есть грань, которую нельзя переступать, — согласился и Юрий Баранчук, председатель постоянной комиссии.
— Конкурсную документацию надо подготовить так, чтобы не будоражить перевозчиков, — поддержал его Николай Романов, заместитель председателя городской Думы. — Частные перевозчики вложились в обновление парка, надо сохранить этот костяк, а не обострять ситуацию.
Комиссия решила включить вопрос о разработке конкурсной документации в повестку дня заседания на апрель.