X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Когда организм сам себе враг

Аутоиммунные заболевания — это когда наш организм атакует сам себя. Например, при рассеянном склерозе иммунитет постепенно убивает и головной, и спинной мозг, перепутав их с заразой, пришедшей извне.

Мы привыкли называть «склерозом» нарушение памяти у пожилых людей, но название «рассеянный склероз» не имеет отношения ни к пенсионерам, ни к рассеянности внимания. «Склероз» в данном случае означает «рубец», а «рассеянный» означает «множественный» — когда патологоанатомы исследуют мозг пациентов, погибших от этой тяжелой болезни, то видят много хаотично разбросанных рубцов — мест, где мозговая ткань заменилась соединительной. А поражает болезнь преимущество молодых и работоспособных (до 40 лет).

. Неврологи из Тюмени, из соседних областей и даже из других стран встретились на конференции, чтобы поделиться опытом и обсудить перспективы. Одним из докладчиков стала Стелла Сиверцева, руководитель нашего регионального Центра рассеянного склероза (на базе медсанчасти «Нефтяник»).

— Мы вынуждены констатировать, что в Тюмени и на юге области это опасное заболевание очень распространенно: 43 случая на 100 тысяч населения. Согласно мировой классификации мы в зоне высокого риска, — заявила врач и подчеркнула, что среди заболевших очень много детей до 12 лет и подростков 15-16 лет.

Стелла Сиверцева отметила, что растущее число случаев — не только результат увеличения заболеваемости, но и следствие более высокого уровня диагностики, чем прежде, однако печально констатировала: «Несмотря на достаточное количество аппаратов МРТ в городе, мы все равно продолжаем ставить диагноз методом исключения.»

— И дело тут не в аппаратах, которые чего-то не видят, — объясняет специалист. — Очаги рассеянного склероза на снимках практически неотличимы от поражений мозга при ВИЧ-энцефалопатии, клещевом бореллиозе, саркоидозе. Даже при мигрени снимок может быть очень похожим. А ведь чем раньше мы определим, какая именно болезнь разрушает мозг, тем раньше начнем лечение и тем меньше негативных последствий будет.

Кстати, лечение в нашей области пациентам с рассеянным склерозом положено достаточно эффективное — внутривенные иммуноглобулины. Нет, они, конечно, не могут восстановить уже погибшие участки мозга, но значительно тормозят процесс разрушения клеток.

— И все же мы не можем говорить, что достигли потолка, — заявляет профессор Анжело Геззи, руководитель университетской неврологической клиники и Центра рассеянного склероза (Италия). — В настоящий момент очень много лекарств. Вместе с тюменскими специалистами мы ведем совместного пациента и стратегия у нас сходная: начинать с первой линии препаратов — интерферон бета. Проблема, что он вводится внутривенно, а не все пациенты это принимают. Это ухудшает им качество жизни. Но мы ведем разработки и надеемся вскоре получить таблетированную форму препарата. Тогда нашим пациентам не обязательно будет постоянно находиться в клинике, можно будет перейти на амбулаторное лечение.

Но и госпитализация, и уколы, как бы все это ни было неприятно — это все равно прогресс. Ведь удается замедлить болезнь, тогда как раньше для людей с этим недугом существовали только плохие прогнозы: постепенная потеря контроля над руками, ногами, мышцами лица, снижение интеллекта. Теперь все это для многих пациентов отодвигается в будущее на неопределенный срок.

А вдруг за то время, что удается выиграть лекарствами, ученые, наконец, изобретут более действенное средство?

Надежда греет, но довольно призрачная. Врачи признают — эффективнее лечить причину, а не симптомы. Но с этим у борцов с рассеянным склерозом проблемы: причина его возникновения до сих пор точно не выяснена. Доктора объясняют все «результатом взаимодействия ряда неблагоприятных внешних и внутренних факторов».

— Эта болезнь — болезнь всей нашей цивилизации! — горячится Алексей Бойко, президент Российского комитета исследователей рассеянного склероза. — Наша работа показывает, что виноваты экологические проблемы, скопления вирусов и изменение социальных условий — все это влияет на иммунитет!

— Жан Шарко (французский психиатр и невролог — Д.Р.) назвал рассеянный склероз болезнью сырого холодного климата, — возражает профессор Надежда Малкова, руководитель Новосибирского центра рассеянного склероза и других аутоиммунных заболеваний нервной системы. — Максимум заболеваемости это Скандинавия и Британские острова. От уровня витамина D в организме зависит. А он вырабатывается благодаря солнечным лучам.

. К сожалению, когда влияет «все» — выделить что-то одно и направить усилия на борьбу с этим невозможно. И все равно ученые не опускают рук. А это, пожалуй, самое главное.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта