Театр между двумя Пушкиными
Директор тюменского драматического театра Сергей Осинцев готовится загадать желание. Его театр оказался как бы между двумя Пушкиными.
С одной стороны 9 февраля на сцене драм- театра начались гастроли Магнитогорского театра имени Пушкина, которые продлятся до 14 февраля. С другой — труппа тюменского театра отправилась во Псков на Пушкинский фестиваль, где представит спектакли «Крейцерова соната», «Дни Турбиных» и «Мольер».
— Вот так мы и оказались между двумя Пушкиными, — говорит Сергей Вениаминович. — Надеюсь, это хороший знак.
Устраивая шестидневные гастроли Магнитогорского театра в Тюмени, организаторы не побоялись рискнуть. Об этом они рассказали на пресс-конференции, которая прошла в тюменском театре драмы 9 февраля.
Сергей Осинцев посетовал на то, что гастроли пришлись на не слишком удачное время: на постновогоднюю пору, когда наблюдается заметный спад потребительского интереса, в том числе и на продукцию учреждений культуры. Не ко времени случилась и эпидемия гриппа. Все это сказывается на продаже билетов. Однако организаторы уверены, что привезенные спектакли стоят того, чтобы на них потратиться.
— Магнитогорский театр, который приезжает к нам уже второй раз за последние несколько лет, — это один из сильнейших театров на Урале, — констатирует Осинцев. — Мы гордимся, что они откликаются на наши приглашения и привозят лучшие свои постановки — каждый раз другие. Например, полтора года назад они привозили один репертуар, теперь — иной.
Поскольку оба театра уверены в материале (руководители сообща отбирали постановки, которые покажут нам в период с 9 по 14 февраля), они не побоялись взять на себя финансовые расходы. Так, магнитогорский оплачивает дорогу и отвечает за качество постановок, тюменский обеспечивает проживание и рекламу. Билеты на гастрольные спектакли, таким образом, вышли несколько дороже обычных, но, по словам Сергея Осинцева, это необходимо, чтобы покрыть издержки.
— Заработка для обоих театров не предвидится, — говорит он. — А обычно билеты на наши спектакли дешевле, потому что свой театр не надо никуда возить.
Главный режиссер магнитогорского театра Максим Кальсин говорит, что в тюменском театре ему нравятся увлеченные своим делом люди: «такие же сумасшедшие, как мы».
В первую очередь, Магнитогорский театр решил представить нам свое уникальное произведение — мюзикл «Амадеус». Именно о нем шла речь на пресс-конференции.
— Это сложный проект, потому что он является синтезом искусств, — считает Осинцев. — В нем заняты и драматические артисты, и артисты хора Магнитогорского театра оперы и балета, и оркестр театра оперы и балета.
Но при этом, «Амадеус» — это драматический спектакль о жизни великого композитора Моцарта. Тюменцы, которые 9 и 10 февраля побывали на этом спектакле, увидели то, о чем Тюмень мечтает давно, — объединение усилий всех творческих коллективов ради вот такого общего продукта. Надеюсь, когда-нибудь подобное случится и у нас. Тем более что симфонический оркестр у нас теперь есть, и очень хороший.
— Хотя проект «Амадеус» очень объемный, его уникальность все же не в этом, — считает Максим Кальсин. — Я как автор идеи хотел дать зрителям возможность послушать много хорошей музыки. И это удалось: музыка звучит в общей сложности полтора часа чистого времени. Огромное количество музыки Моцарта: только больших оперных куска у нас четыре.
Мюзиклов, конечно, много. Но они, как правило, основаны не на классической музыке, а на популярной. Так что, наш проект в этом смысле уникальный, а в России — вообще единственный.
Действительно, на мюзикл «Амадеус» Магнитогорский театр обращает особое внимание: его даже играли дважды — 9 и 10 февраля. Чтобы на него уж точно попали все желающие, потому что этот масштабный проект вряд ли еще будут вывозить из Магнитогорска: Кальсин говорит, что это слишком дорого.
Дорого было представить его и в Тюмени. Сергей Осинцев, в свою очередь, говорит, что у него была идея сэкономить и не везти из Магнитогорска оркестр и хор, ведь у нас есть и свой оркестр, и хоровая капелла. Но оказалось, что оба коллектива заняты, давая концерты и репетируя, пока что привлечь их в драмтеатр не удалось.
Так что магнитогорский театр привез с собой весь артистический состав мюзикла. Благо, что сцены двух театров практически совпадают по параметрам. Правда, оркестровая яма (которая в драматических театрах служит, в основном, для создания спецэффектов, а не для оркестра) немного подвела. Оркестр-то в ней вполне удобно разместился, а вот дирижер Эдуард Нам оказался в непривычных условиях.
— Эдуарду Наму приходится оркестру дирижировать ногами, а артистам на сцене — руками, — шутит Сергей Осинцев. — Потому что оркестровая яма очень глубокая. Стоя в стандартной яме, дирижер находится на 50 сантиметров ниже пола, наша же яма глубиной два метра. Из нее актерам видно только его руки, а музыкантам в яме — ноги.
Сам Эдуард Нам, впрочем, не возражает: говорит, что неудобств не испытывает ни по поводу ямы, ни по поводу непростого симбиоза драматического театра, оркестра и хора. Даже различий между проектом «Амадеус» и своей привычной работой не делает.
Вполне привычной кажется работа на новом месте и актерам. Например, исполнитель роли Сальери Юрий Дуванов уверен, что сумеет донести до тюменского зрителя: главный герой мюзикла «Амадеус» — это Сальери. И этого талантливого музыканта тоже есть за что любить.
А актриса Надежда Лаврова говорит, что трехчасовой спектакль «Время женщин» по одноименной повести петербургского писателя Елены Чижовой — прекрасная мелодрама, которая пролетит в одно мгновение.
… Помимо этих двух постановок, магнитогорский театр покажет еще один спектакль по современному произведению — «Допрос» Захара Прилепина. Детей тоже есть чем порадовать, для них в программе сказки «По щучьему велению», «Кошка, которая гуляла сама по себе». Пока же самой востребованной из гастрольных спектаклей, по словам Сергея Осинцева, является комедия «Примадонны», сюжет которой хорошо знаком тюменцам по одноименной постановке, которая значилась в афише нашего театра несколько лет назад.
***
фото: На сцене тюменского драматического театра репетируют гости из Магнитогорска;Актеры Надежда Лаврова и Юрий Дуванов;Репетицию ведет режиссер Максим Кальсин.