X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Апокалипсис полезен для душевного здоровья?

«Земля разверзлась, потоки огня пролились с небес и тысячи обреченных криков…» — как-то так должен начинаться фильм, видеоигра или книга, чтобы в наши дни гарантированно стать бестселлером. И почему только мы так любим развлекаться зрелищем конца света?

Конечно, дети во все времена любили страшные сказки. Поэтому многие философы придерживаются мнения, что интерес к теме Апокалипсиса жил в людях всегда. Просто, чем дольше человечество существует на планете, тем актуальней она становится, ибо в массовом сознании глубоко сидит комплекс вины за многое и многое, что было сотворено за века прогресса и научных достижений. Вины перед планетой как огромным живым организмом, который рано или поздно перестанет терпеть «раковую опухоль» человечества и очистит сам себя.

А вот доктор исторических наук и ведущий научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН Михаил Агапов рассказывает, что конец света в глобальном масштабе начал будоражить фантазию писателей и режиссеров относительно недавно. А толчком, пробудившим массовый интерес к теме, стали изобретение атомной бомбы и «холодная война» — период напряженных отношений между США и СССР, в который американцы (владельцы самой популярной «фабрики грез») всерьез опасались, что по их городам нанесут ядерный удар. Это подтверждает и практика: с 50-х по 80-е годы США, Британия и Канада сняли десятки фильмов, посвященных ядерному апокалипсису.

— Америка входила в эпоху расщепления атома радостно, представляя ядерный процесс как нечто безусловно хорошее, — говорит Михаил Агапов. — Как бы странно это ни звучало теперь, но анализ кинолент того периода показывает: в конце 40-х годов в массовом сознании американцев ядерный гриб не был символом страха и смерти. Он олицетворял победу над Японией; был разрушительной природной силой, которую обуздали при помощи науки и поставили на службу интересам США. Но после известий о том, что СССР испытал свою первую атомную бомбу, настроения резко переменились. И в массовом искусстве — литературе, книгах комиксов, кино — постепенно появился страх перед Третьей мировой войной. Он витал в воздухе, пропитывал весь социум и, разумеется, стал одной из главных тем в кинематографе.

… Точку зрения тюменского историка отчасти разделяют и голливудские создатели фильмов-катастроф. Многие из них отмечают, что вторая волна интереса к этой леденящей кровь теме накатила в последние десять лет как реакция публики на события 11 сентября в Америке. Причем, эксперты-киноведы подчеркивают, что именно в этот период ядерный апокалипсис несколько сдал позиции, уступив техногенным катастрофам и. так называемому зомби-апокалипсису — нашествию оживших мертвецов, которое символизирует страхи и опасения аудитории относительно того, что происходит в мире. Например, режиссер зомби-фильма «Война миров Z» (2013 год) Марк Форстер неоднократно заявлял, что решил поработать в этом жанре не из примитивного желания нажиться на модной тенденции, а потому, что хотел приносить людям пользу, ведь такого рода картины расслабляют зрителей и обеспечивают им психологическую разгрузку.

Интересно, что с Форстером солидарны. лекари душ!

— В современном мире людей нередко преследует чувство тревожности, — объясняет Ольга Молина, врач-психиатр областной психиатрической больницы. — Некоторые живут с ним месяцы и годы, и это сказывается на психике — возникают депрессивные состояния. Появлению тревоги способствуют многие факторы. Например, избыток в нашей жизни технических приспособлений и неограниченный доступ к различной, порой слишком экспрессивно поданной, информации. Возможно, поэтому просмотр фильмов или чтение книг, в которых описывается окончательная гибель человечества, многим парадоксальным образом дает чувство успокоения — сопереживая героям, мы как бы проживаем их жизнь, а значит, можем отрефлексировать собственные страхи, пережить их и перестать бояться.

… Впрочем, нельзя не заострить внимание на еще одном предположении, сторонники которого хоть и не отрицают, что все страхи действительно могли поднять спрос на кинопродукцию с апокалиптическими сюжетами, но подчеркивают — решающую роль здесь все же сыграл экономический фактор. Американские производители, ориентированные как на внутренний, так и на мировой рынок, ищут проекты, подходящие для экспорта. А фильмы-катастрофы со зрелищными сценами и яркими спецэффектами понятны на любом языке и в любом уголке мира, потому как нельзя лучше подходят для производства. А реклама этих фильмов довершает дело, спаивая спрос и предложение в обруч, не имеющий ни начала, ни конца.

Как бы там ни было, конечный выбор «что смотреть» и «что читать» всегда остается за потребителем. По мнению Ольги Моли- ной, здесь главное — знать меру. Если просмотр фильмов про конец света заставляет вас чувствовать себя спокойнее — так и смотрите на здоровье. Можете даже по примеру «выживальщиков» (субкультура людей, готовящихся к всевозможным ЧП) собрать тревожный рюкзак и упаковать туда фонарик, перочинный ножик и пару банок тушенки. Только не заиграйтесь — чрезмерное увлечение темой апокалипсиса может дать и обратный эффект. Человек, который всерьез готовится к нашествию оживших мертвецов, называется параноиком. И ему требуется помощь компетентного специалиста.

***
фото: Кадр из фильма «Ядерный рассвет» 1984 года.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта