X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Надо ли стимулировать бескорыстие

65 тысяч юношей и девушек в Тюменской области участвуют в волонтерском движении, из них около 25 тысяч — тюменцы. Достаточно ли этого? А если нет, то как сделать, чтобы волонтеров стало больше?

Два дня в Тюмени проходила всероссийская конференция, посвященная проблемам и перспективам развития социального волонтерства.

Движение, которое возродило идею тимуровских отрядов, из единичных случаев перерастает в массовое. Само государство изменило к нему отношение. То, что раньше причисляли к разряду хобби, теперь — к государственной политике, и относятся не как к «младшему брату», а как к равноправному партнеру в решении социальных задач.

Участники выставки познакомились с яркими примерами реализации проектов добровольческого движения. Свой опыт работы представили волонтерские движения из Екатеринбурга, Кургана, Магадана, ХМАО, Пермского края и Тюмени. Представители Перми, например, попросили содействия у Павла Астахова в продвижении в регионах Всероссийской программы развития социальных инициатив детей и молодежи «Тетрадка дружбы», идею которой поддержал президент Владимир Путин.

Самой обширной и разнообразной оказалась экспозиция Тюменской области. Детскому омбудсмену рассказали, чем занимается молодежный Совет общественных помощников уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области, в который входят 26 человек от 14 до 18 лет. Как реализуется проект «Агроцивилизация», созданный совместно филиалом Президентской библиотеки имени Ельцина и Государственным аграрным университетом Северного Зауралья (проведено 255 занятий, обучено 346 подростков). Каких успехов удалось добиться тюменским поисковым отрядам (более 3000 участников), волонтерскому профилактическому движению (более 17 тысяч молодых), проектам «Киберпатруль» и «Здравый смысл».

— За шесть лет, которые нахожусь на посту уполномоченного по правам ребенка, в волонтерском движении произошло много позитивных перемен, — отметил Павел Астахов. — Работа поставлена эффективно в большинстве регионов, но на примере Тюменской области можно демонстрировать, какой она должна быть. И это благодаря не только профессионализму специалистов социальной сферы, но и активной позиции самих тюменцев.

На пленарном заседании Павел Астахов дал определения самого понятия «волонтерство». Он считает, что это — бескорыстное служение во благо других, особая социальная миссия. Но она не дается априори. Необходимо формировать активную гражданскую позицию, воспитывать в подрастающем поколении желание оказывать помощь, развивать чувство долга, справедливости, милосердие.

Галя Безбородова

КРАСИВЫМИ СЛОВАМИ НЕ ОБОЙТИСЬ

Высокие и тонкие материи надо подкреплять законодательно. Как на федеральном, так и на региональном уровнях. Существующей нормативно-правовой базы недостаточно. Только в 22 регионах приняты соответствующие подзаконные нормативные акты, еще в 11-ти утверждены региональные концепции. А в таких регионах, как Астраханская, Тульская области, Адыгея, региональных программ по развитию волонтерства пока нет.

Социальная востребованность законодательного регулирования в этом вопросе, по оценке Астахова, достаточно высока. Четкие юридические обоснования особенно необходимы там, где речь идет об уходе за больными, «особыми» или проблемными детьми. С одной стороны, это позволило бы избежать отказов, например, со стороны руководителей интернатов в допуске к своим подопечным, а с другой, уберегло бы от непрофессионализма волонтеров, который тоже, к сожалению, случается. Одного желания работать с больным ребенком недостаточно, надо уметь делать это деликатно. Законодательное регулирование помогло перейти от разовых акций к системной работе. В качестве примеров системной деятельности Астахов привел опыт регионов, где за каждым вузом закреплены подшефные интернаты, и студенты постоянно курируют своих подопечных.

Но любая система превращает хобби в работу. И, соответственно, требует порядка во всем, планирования, предсказуемости, нормативов, отчетности. Все надо вводить и для добровольческого движения. Государство должно предусмотреть также систему поощрений и компенсаций. Например, за 100 часов волонтерской работы давать дополнительно три дня к отпуску. Так, кстати, принято за рубежом. Во многих вузах студента там не допустят к экзамену, если он не предоставит отчета о своей волонтерской работе.

Впрочем, западные стандарты благотворительности и добровольчества уже внедрились в нашу жизнь, считает Артур Ольховских, руководитель областного поискового отряда, депутат городской Думы. Он уже не раз сталкивался с тем, что молодежь, прежде чем сделать доброе дело, спрашивает: «А бонусы нам за это будут?»

— На мой взгляд, все-таки есть вещи, где можно обойтись без нововведений, без подмены понятий, где все идет не от внешнего стимула, а от внутреннего состояния души, — считает он.

Сами волонтеры к печатям, которые им ставят в волонтерскую книжку за «добрые дела», относятся философски. Например, Елизавета Забелина, член молодежного совета общественных помощников регионального уполномоченного по правам ребенка, говорит, что для нее эти «галочки» особого значения не имеют, но раз сказали: надо, значит, — надо.

Галя Безбородова

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПОЗИТИВА

О формировании социально-позитивной модели в обществе говорила на конференции Наталья Шевчик, первый заместитель губернатора области. Она привела данные: в регионе зарегистрировано 1300 детских и молодежных сообществ и 253 социально-ориентированные некоммерческие организации, около сотни из них ежегодно получают государственную поддержку в рамках региональных программ. Только в прошлом году социально-благотворительное волонтерство обработало 4070 заявок граждан.

— Социум не должен быть враждебен к тем, кто отличается, — подчеркнула она. — Надо прививать культуру сопереживания, не стесняться навязывать стандарты социально-позитивной модели развития общества.

Участники всероссийской конференции обсуждали разные формы волонтерской работы, отмечали наиболее актуальные и востребованные направления. Так Алексей Маршавин, заместитель начальника Главного управления по охране общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России, рассказал о привлечении волонтеров к поискам пропавших детей. По статистике Министерства, в прошлом году в таких базах числилось 49286 несовершеннолетних, ежедневно поступало до 135 обращений. Около 20 процентов пропавших находились в течение дня, еще около 40 процентов — в течение двух суток.

— Но найти ребенка — мало, надо понять, почему это произошло, и сделать так, чтобы он больше не уходил, — подчеркнул подполковник полиции. — В этой работе без помощи волонтеров нам не обойтись. Ведь мы теряем ребенка не тогда, когда он уходит, а когда перестаем с ним общаться.

Руки волонтеров необходимы в разных сферах жизни — говорили многие выступающие. Но отмечали, что понимания этого в обществе недостаточно. В качестве примера Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета, привела итоги небольшого социологического опроса, проведенного среди учеников младших классов. Им задали вопрос: «Кто такой волонтер?» Ответы получились самые разные: «это — домработники», «это те, кто ходят по домам и красят стены», «это — такой вид спорта».

— Когда в волонтерскую деятельность будет вовлечено более 30 процентов населения — функцию можно назвать постоянно действующей и социальноразвивающей, — так с научной точки зрения объяснила суть процесса Наталья Починок.

Она согласилась с мнением коллег, что «покрыть все бреши межведомственного взаимодействия» можно только с помощью государственного оформления прав и обязанностей волонтеров и разработкой специального образовательного курса. Ее поддержала и Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она также считает, что волонтерству сегодня необходима поддержка власти и особые государственные программы.

Внесенные участниками конструктивные идеи вошли в итоговую резолюцию конференции. Как подчеркнул Павел Астахов, по результатам работы предыдущих форумов 89 процентов таких предложений находят потом отражение в практической деятельности и различных нормативных документах.

***
фото: Павел Астахов на выставке социальных проектов;Артур Ольховский;Волонтеры молодежного Совета общественных помощников уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта