Рыбы всегда много там, где нас нет
Надо быть заядлым рыбаком, чтобы намотать по непролазному снегу несколько километров, пробурить с десяток лунок, просидеть над ними пять часов и выловить 237 граммов окуньков.
Таков лучший результат рыболовных соревнований, которые прошли в субботу на озере Песьяное в районе Лесобазы.
Главный судья соревнований Александр Бакшеев объяснил мне, что чуть больше двухсот граммов окуньков для этого месяца — вполне удовлетворительный улов, так что можно даже не иронизировать. Кроме того, соревнования любительские — областная федерация рыболовного спорта приняла решение допустить к конкурсу не только тех, у кого есть спортивный разряд, но и обычных рыбаков: кто придет, тот пусть и участвует. Главное, чтобы была блесна (ловили именно на нее) и ледобур. Так, к девяти часам утра набралось двадцать человек, из которых половина — спортсмены, остальные — энтузиасты, которые решили совместить приятное с приятным.
— Участники — с красными флажками. Остальные вне конкурса, сами по себе, — предупредил Александр, махнув с берега, где расположилась судейская палатка, в сторону озера, на белой поверхности которого рыбаки кажутся маленькими темными точками.
— Чего же они так разбрелись далеко? — с огорчением спросила я, представляя себе неблизкий путь до интервьюируемых.
— Ничего! Я вон за своей командой на чемпионате области 25 километров по этому озеру находил! — бодро откликнулся Александр.
А эти соревнования получились личные, не командные, так что рыбаки предпочитали не кучковаться, дабы не отбивать друг у друга рыбные места.
— Кстати, а где они, эти рыбные места на озере? — поинтересовалась я у судьи, пока мы шли по узкой тропинке, вытоптанной чьими-то большими сапогами или валенками.
— Еды зимой для рыбы больше, конечно, возле берега, где есть подводная растительность, — отвечает он. — Но плавает рыба все равно по всему водоему, так что поймать ее можно где угодно.
По пути нам попадаются внеконкурсные рыбаки — приятели Иван и Христо. Те ловят не на блесну, а на мормышку. Уловом пока похвастаться не могут, так что болгарин Христо хвастается воспоминаниями о рыбалке на его родине: такую вкусную белую речную форель он там ловил! А о подледном лове узнал только здесь, в Тюмени. И это занятие ему тоже пришлось по душе, сейчас его и не отличишь от сибирских рыбаков. Все при нем: теплый зимний костюм, непромокаемые утепленные сапоги, шапка-ушанка и термос с горячим чаем. Но рыбы пока нет…
В надежде увидеть, наконец-то, у кого-нибудь не абстрактную форель, а настоящую — сегодняшнюю — рыбу, подходим к Дмитрию. Но возле него на деревянной дощечке только аккуратно нарезанный хлеб, сало и луковица… По его мнению, то, что в этот день не очень хорошо клюет, как-то связано с восточным ветром и переменой погоды — было холодно, потом резко потеплело.
Александр на заднем плане хитро улыбается:
— Рыба всегда есть, правда, часто на другом берегу — у другого рыбака!
А потом мне отдельно поясняет: спортсмен тем и отличается от обычного рыбака, что не будет сетовать на погоду, ветер, лунный календарь и курс валюты, а в любом случае что-нибудь да поймает. Это уже дело техники, а не удачи.
У Алексея Колесова спортивного разряда нет. Более того, о том, как ловить хищника на блесну, он узнал буквально за день до соревнований — прочитал в Интернете.
— Не знаю, что из этого получится, — говорит он, одновременно с этим подергивая удочку вверх вниз, чтобы блесна привлекала рыбу. — Буду рад и маленькому окуньку. Отдам его потом кошке.
С воплем — «Рыба!» — я метнулась к красному ведерку, возле которого деловито прохаживался туда-сюда мальчик Ваня.
— Да это же чебак — живец, мы его купили по дороге сюда, — урезонил меня мальчик. — А так пока мы еще ничего с папой не поймали. Но хочется щуку.
На рыбалку Ваня ходит лет с пяти. Сам бурит лунки. Говорит, что самая мощная рыба, которую ему удалось поймать, — это окунь. Сколько весил, не знает — не взвешивал, но на вид был большой.
— А вообще, ловим мало-помалу, — совсем по-взрослому и даже как-то по-былинному сказал подросток. — Главное ведь сам процесс.
Процесс для рыбаков, и правда, важен. Они если и не поймают ничего, то хотя бы наговорятся вдоволь. На обратном пути я краем уха услышала обрывок рассказа мужчины, который, как в анекдоте, широко разводя руки, что-то говорил про «во-о-о-т таких рыб».
— А где они у вас? — крикнула я с надеждой.
Мужчина, не ожидавший зрительского интереса, поначалу растерялся, но быстро нашелся, что ответить:
— Так дома, в морозилке! Знал бы, что будете фотографировать, принес бы!
— Ага, морского окуня, — расхохотались рядом его приятели.
В общем, уходили мы с фотокорреспондентом Катей с озера Песьяное, ухи не нахлебавшись.
Правда, потом Александр Бакшеев рассказал мне, что улов в результате был почти у всех участников. И даже отправил фото, где он с большим окунем в руках.
Они, окуни, и шли в зачет: 237 граммов у Николая Ивакина (1-е место); 225 граммов у Андрея Казанцева (2-е место) и 157 граммов у Сергея Кожевникова (3-е место). Была среди участниц и женщина — Татьяна Алешина из Сургута, которая с десятью граммами улова заняла шестое место.
***
фото: Ваня с папой Игорем Михайловичем;Спортивная и обычная рыбалка на озере Песьяное.