Каждая песчинка мастерства
!!! Инна Горбунова
До начала очных испытаний конкурса «Педагог года» — рукой подать. Уже известно, что порог заочного отбора преодолели 12 педагогов-психологов. Только три из них работают в детском саду, двое — дебютанты конкурса, а один — участник со стажем.
Психолог детского сада N 39 Светлана Кугаевских в конкурсе «Педагог года» участвует второй раз. Свои силы пробовала в прошлом году, дошла до финала, но в пятерку лидеров не попала. Может, потому, что на тот момент не ставила такой цели. Стаж работы в профессии был небольшим и уверенности в себе не хватало.
— Я так переволновалась на первом этапе, ч то заболела, -вспоминает Светлана Михайловна. — Занятие надо вести, а у меня температура поднялась. Думала, что грипп, тогда в городе тоже был объявлен карантин. Теперь-то понимаю, что не простуда была виной, а психосоматика. Перенервничала. Это был мой первый конкурсный урок.
Как и в прошлом году, на заочный этап испытаний кандидаты представляют творческое эссе -небольшое сочинение в свободной форме, суть которого Светлана Михайловна обозначила так: «Мой роман с профессией». В большинстве случаев путь к вершинам мастерства, действительно, похож на приключение с лихо закрученным сюжетом, множеством неожиданных поворотов и нелегких испытаний. Как и полагается в таком жанре, началом всему является его величество случай. В ее истории он тоже сыграл ключевую роль. И не раз. А началось все с поступления в вуз.
— Скажем честно — одиннадцатиклассники чаще всего не знают, чего они хотят, не могут самостоятельно выбрать жизненный путь, — считает Светлана. — Кто-то прислушивается к мнению родителей, кто-то действует за компанию с друзьями, кто-то ориентируется на результаты ЕГЭ.
Она после школы подала документы на несколько факультетов. И везде был шанс пройти. В итоге выбор пал на факультет психологии ТюмГУ. А могла стать, например, налоговым инспектором.
Сейчас Светлана благодарна, что судьба повернулась именно так. Говорит, что чем дольше работает психологом, тем больше ей это нравится, а перспективы личного и профессионального роста открываются такие, какие есть не в каждой профессии. Именно на психфаке она встретила и свою лучшую подругу Олесю, с которой, по ее словам, они не разлей вода. Благодаря которой, в свою очередь, она пошла работать не в школу, а именно в этот детский сад. Вначале думала, что только заменит подругу на время декретного отпуска, но потом оказалось, что ей выделили полную ставку, а Олесе — половину (пока ребенок маленький, больше и не надо). Теперь они хоть и работают в разных корпусах, но делают одно дело, мыслят в одном направлении, вместе придумывают и разрабатывают мероприятия, обсуждают новые методики.
Одну из таких «фишек» Светлана выдвигает на конкурс. На открытых занятиях она расскажет о работе с кинетическим песком. Ее увлечение этой новой методикой, и развивающей, и психотерапевтической, применимой ко всем возрастам, началось со знакомой многим обычной песочной терапии. Возможности которой, по словам Светланы, почти безграничны. Ограниченно только пространство — размером стола.
Кинетический песок — направление очень перспективное. Да и материал отличается от своего природного кварцевого собрата тем, что он — продукт нанотехнологий и способен сочетать в себе несочетаемое: сыпучесть и пластичность, умение держать форму и быть бесформенным. Он может быть просто игрушкой, а может -точным инструментом в руках профессионала.
Поскольку методика новая, информацию о ней приходится собирать по крупицам, даже в интернете ссылок — единицы. Зато -большой простор для творчества, развития и даже научной деятельности. Почему бы, например, исследование этой методики не сделать темой диссертации? Такого поворота Светлана не исключает. Но интересно услышать мнение коллег и экспертов жюри, кстати, в его составе в этом году два победителя прошлого года — Светлана Молчанова, педагог-психолог гимназии N 1, и Лидия Митченко, психолог детского сада N 135.
***
фото: Светлана Кугаевских с воспитанницами подготовительной группы Викой и Эмилией на занятиях по песочной терапии.