В танкисты женщин не берут
Если послушать работников Тюменского пункта отбора на военную службу по контракту, то это единственный недостаток контрактной службы Женщин возьмут в Вооруженные силы России медсестрами, фельдшерами, связистками и делопроизводителями, но не танкистами.
— Нет, конечно, женщины бывают разные — в этом я с вами не спорю, — сдался под напором представительниц прекрасной половины журналистики начальник пункта майор Виталий Мудрук, который давал вчера пресс-конференцию. — Но как может экипаж танка состоять из женщин? И не будет же женщина, скажем, заряжающей артиллерийского орудия.
Тем не менее, в прошлом году четыре тюменки все-таки прорвались на службу в армию, подписав контракт. По наблюдениям Виталия Анатольевича, спрос на военные женские специальности вырос в связи с экономической ситуацией в стране: доходы населения упали, хорошую работу найти сложно. А Вооруженные силы обеспечивают гражданам, вставшим «под ружье», стабильный заработок. Не говоря о всяческих социальных гарантиях: это и дополнительные премиальные выплаты, и возможность раз в год бесплатно съездить туда, куда хочется, и продовольственное обеспечение, и ипотека на льготных условиях… В пункте отбора на службу по контракту даже фильм по этому поводу сняли — кажется, после его просмотра в армию захочет даже самый упертый пацифист. Перспективы — более чем радужные.
И парни идут. За прошлый год контракты заключили 330 человек. Наш регион в этом смысле перевыполнил план на четыре процента. Виталий Мудрук с гордостью сообщил, что службой интересуются все больше молодых людей с высшим образованием. В этот раз их набралось 38 человек, семнадцать из которых раньше не проходили службу по призыву и решили заменить ее на профессиональную — что стало возможным с 2014 года.
Увеличилось и количество городских жителей, которые изъявляют желание пойти в армию. Львиная доля прошлогодних контрактников — ребята в возрасте от 20 до 25 лет.
— Слышала мнение о том, что сегодня контракт предпочитают заключать те, кто не хочет получать прикладную специальность на гражданке и ждет, что государство все сделает за него, — обратилась я к Виталию Мудруку.
— А здесь я готов спорить, — ответил он. — К нам идут целеустремленные молодые люди, которые параллельно со службой часто получают высшее образование, осваивают новые специальности.
Благодаря службе они обеспечивают свои семьи. А что касается прикладных профессий, то вспомните, например, те же железнодорожные войска, которые сейчас строят железную дорогу в обход Украины. Или оборонные предприятия, на которых работают военные специалисты, и разработки которых с успехом используются в гражданской промышленности.
В общем, по словам Виталия Анатольевича, примеров того, как армия и в мирное время приносит пользу всей стране, — немало. Однако главная ее задача, как ни крути, быть в полной боевой готовности на случай обострения внешнеполитической обстановки.
Кстати, а как насчет обстановки? Не отправляют ли контрактников в горячие точки — например, в Сирию?
По словам офицера по тестированию и военно-профессиональной ориентации пункта капитана Алексея Савченко, как таковых горячих точек, куда могли бы «бросить» контрактника, сегодня не существует. Если речь идет о российской базе в Сирии, то туда просто так и не попадешь — для желающих устанавливают испытательный срок, в течение которого они проходят (а у кого-то и не получается пройти) серьезную подготовку. Впрочем, в Тюмени этим все равно не занимаются. Отбор проводится в воинских частях других регионов, куда тюменцы еще не уезжали.
— Случалось, что нам звонили граждане — судя по голосу, нетрезвые — и говорили: «Хотим поехать в Сирию!», но с такими мы даже не разговариваем, сразу кладем трубку, — добавил Савченко.
Большинство, наоборот, хотят проходить службу в Тюмени, ближе к дому. Виталий Мудрук рассказал, что за прошлый год к ним обратились порядка 900 человек. Но многие, услышав, что служить придется, скорее всего, в другом регионе (в нашем столько воинских частей нет), теряли изначальный энтузиазм. Ну, а те, кто в своей цели утвердился, наоборот, просили место службы посложнее, где довольствие больше. Например, Таджикистан. Это сегодня, пожалуй, одна из самых «горячих точек». Климат там жаркий, непривычный для сибиряков.
***
фото: Кандидаты на службу по контракту сдают нормативы физической подготовки.