Первый номер на улице Ремесленников
Если б мы жили в Лондоне, этот текст вряд ли появился бы в газете: там мужчина-портной — не редкость.
По крайней мере, именно Лондон с его Savile Row — улочкой, состоящей из ателье, в которых работают исключительно мужчины — приводит в пример наш герой.
Там нам наверняка не пришлось бы уговаривать своего героя, фотографировать его исподтишка, довольствоваться прозвищем, а не фамилией: Слава Зингер — так он представился нам, или Вячеслав Владимирович, как его отрекомендовали знакомые. Мы не в Лондоне, и Слава Зингер — не портной с улицы Savile Row, но зато его дом — первый на нашей газетной улице ремесленников.
— Портной — изначально мужская профессия, — говорит он. -Это сейчас в ателье, в основном, женщины, а раньше они были только белошвейками, шили бы белье. Неслучайно самым сложным у портных считается мужской классический костюм, и шьют его мужчины.
Костюм как канон, как предмет одежды, в котором все уже сказано до нас. Костюм, сидящий идеально, который мобилизует и подтягивает своего обладателя. «И не забывайте, что он требует соответствующих аксессуаров, -хитро улыбается Слава Зингер. -Это качественная обувь, нагрудный платок, запонки и так далее…» Много ли таких шьют в Тюмени? Мало. Потому работает Вячеслав Владимирович в обычном ателье. И берется за любые заказы — подклад у шубы поменять, брюки ушить. Зато каждый серьезный заказ для него — настоящее приключение.
— Не так давно шил костюм для жениха. Тканей в Тюмени нет, это понятно, но и в Екатеринбурге мы обошли пятиэтажный торговый центр, и только в одной лавке смогли подобрать приемлемый вариант, — рассказывает портной. — Ткань дорогая, фурнитура соответствующая, работа кропотливая. Сшитый на заказ костюм не может быть дешевым, это дорогое удовольствие.
Что такое костюм с точки зрения мастера? Ручной или полуручной пошив. Многочисленные примерки. Изрядное количество материала. «Нужно ведь свести все полоски! Изготовление классического костюма — это всегда стремление к идеалу: в пропорциях, в размерах, в уровне комфорта. И на пути к этому идеалу можно дойти до шизофрении, потому что кажется, что нет предела совершенству!» — улыбается Вячеслав Владимирович. В общем, каждый костюм — это для портного одновременно и испытание, и страшно интересная работа.
Почему в Тюмени мало заказов? Дорого. И нет культуры индивидуального пошива. Почему нет мастеров-мужчин? По тем же причинам.
Вячеслав Владимирович родился в Омске. Отец — машиностроитель с Крутогорского завода -переехал к нам на моторный завод, затем в Ташкент. Мама -преподаватель художественной гимнастики (в Ташкенте тренировала будущую олимпийскую чемпионку Алину Кабаеву). Слава Зингер пытался пойти по стопам папеньки — тоже работал на авиационном заводе, говорит, что там Брежнева видел — живого. Пробовал и другие специальности, пока знакомый не посоветовал, дескать, хватит дурью маяться, может, научишься какой-то нормальной профессии? «Предложил мне: повар, парикмахер или портной. Я выбрал».
Портновское дело — не единственное в его жизни, так семью не прокормишь. Работает над тюнингом мотоциклов (прозвище Зингер ему дали в байкерской тусовке, не исключено, что в связи с именем знаменитой швейной машины), свой в музыкальном движении Тюмени. И все же портновское мастерство считает главным, делом интересным и тяжелым. А потому — стоящим.
***
фото: Слава Зингер в ателье.