Тайны дома Колокольниковых
В музее-усадьбе Колокольниковых празднуют двадцатилетие постоянной экспозиции «История дома XIX-XX веков». Она открылась 14 августа 1996 года после масштабной реставрации особняка и, по мнению заведующей Татьяны Симоненко, несмотря на солидный возраст, до сих пор актуальна и не перестает быть новой и интересной для горожан.
— Нынче дому исполняется 212 лет. Сколько историй он хранит в своих стенах, мы до конца своей публике не раскрыли, — сказала Татьяна Геннадьевна. — О чем-то в рабочих буднях забываем, а гости не всегда задают вопросы… Сегодня решили вспомнить, а о чем-то рассказать впервые.
Безусловно, много интересного связано с самой реставрацией. В конце XX столетия усадьба несла большие потери. К 1990-у году аварийный износ ее составлял 70 процентов. В комитете по культуре начали ломать копья: «Что же делать? Сохранить дом как наследие исторической памяти? Или раскатать на бревна и по образу и подобию построить новый?»
Хватило благоразумия тогда у чиновников от культуры принять верное решение, говорит Татьяна Симоненко. Впервые в городе задумали провести научную реставрацию деревянного особняка. Был подписан договор с московским институтом «Спецпроектреставрация», написаны тома научной документации. Реставраторы совершили натурные обмеры, а затем уже родился проект. К работе приступили под девизом итальянской хартии реставраторов «Не навреди».
Одним из тех, кто занялся кропотливой работой по восстановлению уникальной деревянной резьбы, стал почетный житель города Тюмени Вадим Шитов.
— Резьбу эту сам Колокольников заказывал. Проект стоил 20 тысяч рублей золотом. Красивые капители, волюты, свитки — все это смешение разных стилей. Барокко, рококо, модерна. Но расхождений в стилях не замечаешь, все гармонично, — рассказывает Вадим Макарович. — Много было интересного. К 400-летию Тюмени предстояло восстановить одну из колонн дома. Мастерская тогда находилась в подвале. Через окно затащили колонну вниз, стали обрабатывать. Все, что надо, вырезали, склеили. И надо ее обратно наружу вытаскивать, а она не выходит. При шлось раздвинуть решетки, подтесать уголки окон. Кое-как водворили ее на место.
Шитов же в тандеме с архитектором Геннадием Павловичем Бордаковым восстановил деревянные вазоны на крыше дома. До девяностых дом дожил уже без них и без верхнего балясного пояса. Но однажды Вадим Макарович нашел старинные фотографии, на которых увидел утраченный элемент украшения. С Бардаковым сделали эскизы, нашли проекцию по фотографии и долго вымеряли соответствующие размеры. Худсовет утвердил предложение, тогда по макетам изготовили деревянные вазоны. Предполагается, что очень близкие к оригинальным, колокольниковским.
— Хотели все пять по периметру сделать деревянными, но это очень дорого стоит. Некоторые из них выполнены из пластика и бетона.
— В суровом климате, где мы живем, без современных материалов не обойтись, — говорит заведующая экспозицией. — Даже в петербуржском «Эрмитаже» их используют.
Некоторые деревянные элементы при реставрации усадьбы практически рассыпались в руках. Была задача их укрепить при помощи воска, канифоли — сохранить форму, по которой потом можно будет вырезать новодел. Не из головы его выдумывая, а из подлинных вещей, заранее законсервированных.
— Это самое главное — вовремя сохранить подлинность, форму, стиль и движение резьбы, — говорит Шитов. — Это основа для каждого уважающего себя реставратора. Все дома деревянные рано или поздно приходят в негодность. Существует плановая замена деревянных элементов в усадьбе Колокольниковых. Но надо сделать так, чтобы все детали сохранялись в подлинном объеме. Через много лет мы фактически полностью заменим элементы резьбы новыми. Но сохранив их форму, размер и стиль, сохраним и памятник.
… С завершением масштабной реставрации в 1996-м году музейщики начали создавать новую экспозицию.
На рубеже веков это было непросто, говорит Татьяна Симоненко. Искали свежую концепцию. В итоге в основу ее легли два события: пребывание в XIX веке в нашем городе цесаревича Александра Николаевича, а в XX веке легендарного красного командира Василия Блюхера.
— Много думали тогда и поняли, что не было бы этого дома — не было бы ничего. Поэтому главным предметом экспозиции обозначили саму усадьбу. Первым посетителем отреставрированного особняка стал человек, который имел отношен и е к Блюхеру, воевал некогда в 51-й стрелковой дивизии. Вы знаете, у нас есть восковой портрет Блюхера. И вот наш гость проходит в кабинет и пытается встать на колено перед портретом. Это был трогательный момент, который мы до сих пор помним. Посетил музей и сын Василия Блюхера с дочерью и внучкой. В пяти залах мы рассказываем об истории двух купеческих родов, благодаря которым был построен дом, о том, как развивалась эта усадьба. Думаю, экспозиция, прожившая два десятка лет, имеет право на дальнейшую жизнь в этих стенах.
***
фото: Вадим Шитов в 90-е годы реставрирует усадьбу;Те самые вазоны.