Все через гаражи
Всегда выдерживаю паузу после того, как кому-нибудь сообщаю, что иной раз хожу в «Ашан» через гаражи.
Потому что это «через гаражи» непременно вызывает у собеседника какие-нибудь эмоции — чаще всего недоумение: в наше-то время бурно развивающейся уличной инфраструктуры?
Нет, лет десять-пятнадцать назад в этом не было ничего такого — все мы куда-нибудь ходили через гаражи, пустыри, заросли кустарника, стройплощадки и прочие мало предназначенные для пеших прогулок места. Потому что особого выбора благоустроенных тротуаров в спальных микрорайонах не наблюдалось. По мере того, как благоустраивались окраинные по тогдашним меркам улицы, привычка рисковать здоровьем, а то и жизнью, осваивая непроходимые дороги, забывалась.
Но когда в створе улиц Мельникайте и Широтной появился «Ашан», а значит, и необходимость его посещать (иначе зачем он нужен?), жителей четвертого и пятого микрорайонов словно отбросило на десяток лет назад: магазин есть, а возможности до него добраться не на машине, а пешком, практически нет. При большом желании, конечно, можно дать крюк через улицу Широтную, обойдя весь одноименный гаражный кооператив. Но покажите мне того человека с тяжеленными пакетами в обеих руках, у которого вдруг возникнет такое более чем странное желание. Впрочем, те, кто налегке, тоже не рвутся ставить рекордов по ходьбе на длинные дистанции и пользуются прямым путем, пролегающим через гаражный кооператив. Проходишь его насквозь по прямой от поста охраны, минуешь калитку и до торгового центра рукой подать!
На самом деле, эта дорога так и напрашивается на статус официальной, потому что является не чем иным, как пунктирным, но все же логическим продолжением улицы Николая Федорова. Некоторое время назад городской департамент дорожной инфраструктуры и транспорта даже сообщил владельцам гаражей, что скоро их, вероятно, придется отселить, потому что начнется пробивка этой самой улицы. Однако в прошлом году по «гаражникам» разлетелись уже другие письма: мол, пробивка отложена в связи с отсутствием финансирования, так что можно распаковывать чемоданы. Автомобилистам-то — что? Им остаться на насиженном месте только радость. А вот пешеходам, получается, еще неопределенный срок придется лавировать на грани дозволенного.
Сторожа гаражного кооператива незваных гостей терпят с зубным скрипом. Пытались как-то закрыть калитку, но их попросили (на этом слове сторож, с которым я беседовала, делает особое ударение и многозначительно приподнимает брови) открыть ее, чтобы не препятствовать людям. Сейчас из большого окна сторожки кооператива вид, как на оживленную улицу: полно народу и машин.
— А если упадет кто-нибудь под машину? — задает риторический вопрос сторож. — Пешеходы поскальзываются только так! Водитель даже заметить не успеет ничего. А ведь ходят и с детьми малыми, да и дети одни бегают — даже на крыши гаражей забираются. Во-первых, крыши портят. Во-вторых, оттуда и свалиться недолго!
Но безопасность пеших — это только одна сторона проблемной медали. В гаражном кооперативе не меньше обеспокоены сохранностью имущества автомобилистов — из-за постоянного потока людей никакой пропускной системы наладить не получается -и общей обстановкой на охраняемой, лишь номинально, территории. Шлагбаум здесь сейчас опускают только на ночь.
… Если честно, я долго сопротивлялась перспективе ходить через гаражи. И точно так же, как мои сегодняшние слушатели, распалялась, когда слышала от кого-то про это. Дескать, в наше-то время! В знак протеста даже предприняла однажды попытку двинуться в обход.
Но настал день и я, влекомая бурным потоком пешеходов, под неодобрительные взгляды сторожей поплелась-таки с тяжелыми пакетами к заветной калиточке в заборе гаражного кооператива.
Ведь, как в том анекдоте: в любой ситуации, пусть даже если тебя съели, должно быть как минимум два выхода. Остается гадать: через гаражи — это какой из двух будет?..