История одного матраса
Гражданские споры обычное дело: не исполняются требования договора, не возвращаются деньги. Порой люди машут рукой на нерадивых партнеров: мол, не стоит возни. В этом случае претензии, как говорится, не принимаются: можно было заявить в полицию, пойти в суд. А что если человек все это сделал, но результат не изменился?
В июле 2014 года горожанин по имени Иван с женой (настоящее имя и фамилию оставим пока за рамками материала) заказали у фирмы «Буцефал» кровать и матрас за 53,5 тысячи рублей. Внесли предоплату, как договорились. Оставалось подождать пару недель, пока придет товар. После переезда новая мебель — большая и удобная — была бы очень кстати молодой паре.
Но мебель не пришла ни через две, ни через четыре, ни через восемь недель. Сперва директор «Буцефала» Сергей Попов обещал, что все будет, ссылался на задержки со стороны поставщика. А в какой-то момент просто перестал брать трубку.
— Я ему сказал, что мне придется подать на него заявление, если так и будет продолжаться. Но ничего не изменилось, — рассказывает Иван.
Ленинский районный суд удовлетворил претензии в размере 131880 рублей. Исполнительный лист отправили в областное управление службы судебных приставов. В марте 2015 года пристав-исполнитель В.С. Лазоренко начал производство.
Работа приставов удивила Ивана, а меня — его рассказ: приставы просили нашего героя свозить их по адресу Попова, самому звонить по телефонам и вообще, желательно, сделать побольше.
В этой ситуации печально даже не то, что до сих пор Иван с женой не увидели ни кровати с матрасом, ни денег. Сам наш герой говорит: оказалось, что решение суда не имеет совершенно никакого значения. Положение дел не изменилось, только, как в старом неприличном анекдоте, писанины прибавилось. Увы, недоверие к официальным ведомствам и пренебрежительное отношение к их работе после таких историй становится понятным — люди не ощущают, что их права будут защищены.
Упорства Ивану не занимать: деньги — ладно, но это уже стало делом принципа. Он подал заявление на возбуждение уголовного дела по статье 159 (мошенничество). Капитан полиции Н.Г. Канафеев рассмотрел материалы и в возбуждении дела отказал.
— Они считают: раз есть решение суда, в котором удовлетворили мои требования, отношения носят гражданско-правовой характер. Но я с такой трактовкой совершенно не согласен. Из статьи 43 Закона о защите прав потребителей мое право на удовлетворение гражданско-правовых требований не освобождает продавца от уголовной ответственности, — говорит Иван.
Директор Попов был единственным участником ООО с минимальным уставным капиталом. Имуществом фирма не обладала, а на вопросы следователя о непроданном товаре, оргтехнике, офисной мебели Попов по телефону заявил: все украл арендодатель склада. По мнению Ивана, Попов использовал конструкцию юридического лица, а работу своего бизнеса имитировал. Причем вскоре после получения нескольких заказов он прекратил даже имитацию (у приставов в работе — девять производств по «Буцефалу»). Но в возбуждении уголовного дела Ивану отказали уже дважды.
Опять же навевают тоску приведенные полицией доводы: допросить Попова не удалось, потому что застать его дома не смогли, а на телефон он не отвечает. Может быть, обычные граждане плохо понимают специфику работы органов внутренних дел. Но нужно ли тут какое-то особенное понимание? Наверняка в масштабах дел, которые лежат на столах полицейских, долг в 130 тысяч — мелочь, но для одной семьи это серьезные деньги.
Выходит, что достаточно взять несколько заказов с предоплатой, уехать из города и отключить телефон — и все, до тебя не доберутся. Наша действительность сама подсказывает прекрасные идеи для стартапа. Большая мечта о легком богатстве осуществляется на раз.
Впрочем, точка в деле не поставлена. Прокуратура отменила отказы и вернула дело для дополнительной проверки. И все же странно, что человеку приходится предпринимать столько усилий, чтобы заставить работать тех, кто должен защищать его права. Сами шестеренки крутятся медленно и со скрипом.