На изнанке старой кинопленки
Блокбастеров и эк-шена, что так любимы современной молодежью, на выставке «Кино-искусство» в музее изобразительных искусств не найдешь. Но вот парадокс: самой молодежи в зале немало.
Наверное, общее представление о молодых киноманах то ли у меня, то ли в целом у общественности не совсем верное: оказывается, историей кино они очень даже интересуются.
Куратор выставки Татьяна Сергейчук не ошиблась, когда предполагала, что экспозиция понравится и тем, кто хорошо разбирается в кинематографе прошлого века, а также периодически пересматривает фильмы советского производства, и тем, кто только погружается в мир старого кино.
Отличить на выставке одних от других несложно. Знатоки отдают предпочтение тем экспонатам, что демонстрируют сам процесс киносъемки. Новичкам интереснее рассматривать итоговую работу, например, коллекции открыток с изображениями кинозвезд прошлых лет. Экспозицию, таким образом, тоже можно разделить на две условные части.
Внутренняя работа над фильмом в основном представлена многочисленными эскизами и раскадровками к культовым кинолентам середины и конца XX века: «Гамлет» (режиссер Григорий Козинцев, 1964 г.), «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966 г., режиссер Андрей Кончаловский), «Невероятные приключения итальянцев а России» (1973 г., режиссеры Эльдар Рязанов, Франко Проспери).
Сегодня художники стараются свои эскизы хранить и нередко устраивают выставки. А вот в прежние времена эскизы и раскадровки считались материалом расходным, им не уделяли пристального внимания, и после окончания съемок редко хранили. Потому те, что все же стали музейными экспонатами, были не в лучшем состоянии.
— Многие из них пришли к нам в предреставрационном состоянии, потому что эскизы — это рабочий материал, сами художники не считают эскизы произведениями искусства. Поэтому материал, который вы видите, очень уникальный и редкий, — рассказывает Татьяна Сергейчук.
Добавлю: и очень интересный. Он словно раздвигает границы фильма, и тот начинает жить двумя параллельными жизнями — на экране и под стеклом картинной рамы оказываются одни и те же кадры.
Вот, к примеру, спальня Офелии из фильма «Гамлет». У художника Евгения Енея на эскизе она одна, в кадре режиссера Козинцева — несколько иная. Можно не просто сравнивать, а проводить исследовательскую работу, изучая детали, которые претерпели изменения на пути от задумки к воплощению. Можно додумывать, почему от тех или иных деталей пришлось отказаться.
К примеру, создатели фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» отказались от первоначального названия кинокартины.
— На обратной стороне эскизов декорация Евгения Енея к картине «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» указан первоначальный вариант названия фильма, — рассказывает Татьяна Сергейчук. — Прежде он назывался — «История Аси-хромоножки».
В общем, знатокам советского кинематографа есть, где развернуть исследовательскую деятельность: выставка «Кино-искусство» включает в себя работы Михаила Ромадина, Александра Шилова, Михаила Богданова, Евгения Енея, Александра Борисова, Ивана Антипова, Владимира Серова и других.
— В лицо этих художников практически никто не знает, но то, что они создают, знают все, — говорит Татьяна Сергейчук.
Впрочем, среди работ художников — не только эскизы. Есть скульптурный портрет народного артиста РСФСР Армена Джигарханяна, выполненный художником Левоном Лазаревым — это уже часть экспозиции, в большей степени рассчитанная на новичков. Для них же собраны многочисленные афиши, фотооткрытки, киножурналы, грампластинки, и даже киносъемочные аппараты старого образца.
На экране транслируются фильмы 50-60-х годов. С фотографий улыбаются Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская, Николай Гриценко и многие другие, кто остался в памяти старшего поколения, и у кого есть все шансы покорить поколение молодое.
***
фото: Афиши к фильму «Гамлет»;Татьяна Сергейчук;Витрина, посвещенная Андрею Миронову.