Строить завод надо уметь
На высоком берегу Туры сооружен причал Антипинского нефтеперерабатывающего завода. Чтобы техника попала на завод, она плывет через океаны, моря и реки.
На заводе завершается монтаж оборудования третьей очереди. Техника требуется, в основном, американская — тяжелая и габаритная. Доставляют ее по воде.
Сначала океанский лайнер добирается до северной оконечности Ямальского полуострова. В порту Сабетта перегружают ценный груз на речные баржи, которые идут до Тобольска. Здесь — если требуется — оборудование переносят на баржу с небольшой осадкой. Эта баржа, наконец, оказывается в Антипино. Дальше — дело уже земной техники. На низких платформах крупнотоннажное оборудование поступает на завод.
В прошлом году такую операцию приходилось проводить не единожды — год во многом стал поворотным для предприятия. Летом запустили производство дизтоплива Евро-5, в декабре в присутствии высших лиц округа и области очередь открыли официально. Но стройка не останавливается — планы по развитию завода расписаны до 2020 года.
Ближайшее событие летом: глубина переработки нефти должна достигнуть 97 процентов. Для этого запустят комбинированную установку замедленного коксования гудрона с цехом вакуумной перегонки мазута. Уже сейчас смонтировано практически 90 процентов. В результате выход дизтоплива достигнет 50 процентов от общего объема переработки завода или свыше 4 млн тонн в год.
Для потребителей это означает, что в нашем городе станут продавать наше топливо. Пока практически все оно поставляется за рубеж — завод зарабатывает на экспорте. С увеличением объемов планируют сделать ребрендинг своей сети АЗС и еще приобрести дополнительно сеть заправок. Более того, по планам руководства, все топливо, которое можно будет приобрести на заправках Тюменской, Курганской и соседних областей, выйдет из цистерн АНПЗ.
Завоевывать потребителя собираются качеством и ценой. Можно сравнить цены на дизтопливо в сети АНПЗ с другими сетями. При этом сам продукт не станут позиционировать как антипинский — в первую очередь он должен соответствовать требованиям стандарта Евро-5 и фактически не отличаться от продукции омского и других заводов. Разница лишь в том, что везти топливо из другой области дорого и долго.
Бензин АИ-92 и АИ-95 стандарта Евро-5 получат в январе 2017 года. Поставки оборудования для его производства должны начаться нынешней весной. При том, что в завод уже вложено около трех миллиардов долларов, руководство планирует взять новый многомиллионный валютный кредит у Сбербанка. Председатель совета директоров Дмитрий Мазуров на встрече с представителем банка отметил, что и эта очередь строительства — не последняя. В 2017 году приступят к реализации планов по выпуску битума. А до 2020 года хотят запустить совершенно новое производство из сферы нефтехимии.
Имя владельца завода звучит едва ли не чаще, чем генерального директора Геннадия Лисовиченко. Сам гендиректор признает, что без особых умений Мазурова привлекать средства предприятия просто не было бы. Завод выпустил первую тонну топлива в 2006 году и с тех пор в 20 раз нарастил свою мощность, встав в один ряд с передовыми производствами отрасли.
В компанию «New stream», кроме АНПЗ и сети заправок, входит Марийский нефтеперегонный завод, а также три месторождения в Оренбургской области. К 2020 году руководители надеются создать холдинг, не уступающий по эффективности крупнейшим вертикально интегрированным компаниям.