X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Двойной угон

20 февраля 1993 года был захвачен самолет Ту-134, выполнявший рейс Тюмень -Санкт-Петербург. На борту находились 80 человек, в том числе известный тюменский писатель Константин Лагунов.

ПОПЫТКА НОМЕР РАЗ

Организатор этого преступления -Тамерлан Мусаев, дагестанец, житель Баку. Он математик, но работал музыкантом в ресторане. Его жена-сообщница Марина — из Грузии, картограф. Когда в январе 1990 года из-за Нагорного Карабаха возник вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, Мусаева хотели забрать в народное ополчение. Он не хотел воевать и решил… угнать самолет и добраться на нем в США.

С семимесячной Сабиной супруги приехали в Тюмень. Здесь их знакомый Абдул Эфендиев купил авиабилеты и договорился за деньги с грузчиком в аэропорту Рощи-но пронести без досмотра в салон сумку. В ней среди ползунков и чепчиков дочери лежали две купленные в Баку гранаты Ф-1.

Когда до прилета в аэропорт Пулково оставалось около часа, Мусаев вызвал стюардессу и, угрожая гранатой с выдернутой чекой, потребовал изменить маршрут и после дозаправки в Хельсинки лететь в США. Пилоты уговорили его сделать остановку в Эстонии. В Таллине с террористом начались переговоры. Часть пассажиров он выпустил, а некоторые сбежали через люк в багажном отделении. Все это время Мусаев держал в руках две приведенные к взрыву гранаты, поэтому власти Эстонии отказались от силового освобождения заложников.

Самолет дозаправили, и он взял курс на Стокгольм. Шведы уговорили Тамерлана сдаться. Тому способствовала Марина, которая решила, что Швеция тоже весьма неплохая цель их преступной акции. Кроме того, у Сабины закончились чистые пеленки.

Мусаевых поместили в шведскую тюрьму, а через два месяца, несмотря на их протест, выдали России. Мужа осудили на 12 лет, а жена получила 6 лет условно. Террорист отбывал срок в Карелии. В 2010 году был досрочно освобожден по болезни. Марина его не дождалась, вышла замуж за другого человека и родила ему сына.

ПОПЫТКА НОМЕР ДВА

После освобождения Мусаев жил в Петербурге, работал музыкантом, сочинял музыку. Стал частым гостем на телевизионных ток-шоу и издал небольшим тиражом книгу «Я угнал самолет». В ней свои преступные действия оправдывал «объективными обстоятельствами» и тем, что «не взорвал самолет и никого не убил». Он не признал вины перед пассажирами, которые больше 10 часов провели между жизнью и смертью. Утверждал, что этот «аттракцион» им понравился. Опрошенные сотрудниками Тюменского управления ФСК (Федеральная служба контрразведки) заложники так не считали.

Чекисты установили грузчика аэропорта Рощино, пронесшего в самолет сумку с гранатами. Его также привлекли к уголовной ответственности. В материалах доследственной проверки, направленных в УФСК по Ленинградской области, было выражено в отношении Мусаева особое мнение: «. способен к рецидиву». Это подтвердилось через 21 год.

25 апреля 2014 года Мусаев захватил самолет норвежской авиакомпании, совершавший полет по маршруту Копенгаген -Осло. Угрожая якобы спрятанной на борту бомбой, он вынудил экипаж совершить посадку в аэропорту шведского города Гетеборг. Там сдался полиции и попросил политического убежища, заявив, что своей акцией протестует против внутренней и внешней политики России. Через год его досрочно освободили из тюрьмы и отправили в Петербург. По сообщениям СМИ, «… он бодр, весел и намерен заняться активной правозащитной деятельностью в России».

ДНЕВНИК ОЧЕВИДЦА

В ТУ-134, захваченном Мусаевым 20 февраля 1993 года, находилась жительница Салехарда, которая вела дневниковые записи. Публикую их с сокращениями.

«… За 30-40 минут до посадки в аэропорту Санкт-Петербурга проснулась и обратила внимание на молодого человека 25-30 лет, среднего роста (до 175 см), худощавого, с приятными чертами лица, темными волосами. Он явно не русского происхождения. Одет небрежно — темные брюки, рубашка в клеточку и довольно поношенный пуловер. Почему этот человек привлек мое внимание?

Потому что вызвал стюардессу и пошел с ней по салону, сжимая что-то в руках. Говорил со стюардессой повышенным тоном, и я услышала обрывок фразы: «. Америка. Америка!»

Между тем полетное время вышло, но самолет даже не снижался. А этот человек встал рядом с нашими креслами (третий ряд) и находился здесь до посадки. Около 11 часов командир самолета объявил: «Наш борт захватил террорист. Приготовьтесь к вынужденной посадке в Таллине»…

Он сжимал в руках две гранаты и внешне оставался спокойным. Скоро выяснилось: у угонщика в самолете жена с ребенком. Его жена выглядела намного моложе мужа, невысокого роста, симпатичная, недлинные черные волосы, большие темные глаза. Похоже — армянка или грузинка. Одета в джинсовое платье…

Таллин. Самолет совершил посадку. Террорист сказал, что будет «сортировать» пассажиров на курящих и некурящих. Обещал отпустить женщин с маленькими детьми, больных и престарелых. По его команде пассажиры, как правило, мужчины должны были встать и идти в конец салона на свободные места. Моего соседа с места 3б он отправил туда как курящего. Около 20 человек, в том числе иностранцы, выпущены из самолета. Я спросила у угонщика, как его звать. «Какая разница, -ответил он, — зовите Тимур Гайдар». К 12 часам «сортировка» закончена. «Тимур» присел на подлокотник места 3б около меня.

… Место стоянки так занесено снегом, что невозможно подать трап. С террористом вступили в переговоры министр обороны Эстонии, швед по национальности, сотрудники службы безопасности и представитель «Аэрофлота». Его спрашивали: «Зачем вы летите в США?» Он: «Чтобы застрелиться у статуи Свободы».

В 14 часов 10 минут «Тимуру» сообщили, что достигнута договоренность со Швецией об отправке самолета в Стокгольм. Тогда же привезли еду. Все это время угонщик держал в руках гранаты, и его руки сильно вспотели. Я предложила ему свой носовой платок. Он вставил чеку в одну гранату и спрятал ее в карман. Взял платок, протер руки и вторую гранату.

Стюардесса начала раздавать продукты. «Тимур» страшно раскричался, что это делают без его разрешения. В иллюминатор видно, как разгребают снег на взлетно-посадочной полосе. Угонщик доволен: «Хоть аэропорт почистят».

В 15 часов 10 минут ему предлагают составить список улетающих в Швецию пассажиров. «Тимур» против: «Еще раз скажете, начну пакостить!» Опять протирает гранаты моим платком. Говорю ему: «Если останусь жива, то повешу этот платок под стеклом на стенку».

Эстонцы своей занудностью кого хочешь выведут из себя. «Тимур» теряет спокойствие. Тут еще жена. Кричит: «Не слушай никого! Полетели быстрее, а то у ребенка штаны уже все мокрые». Ее соседка вслух: «Как же вы без запасных штанов в Америку собрались?» Стюардесса объявила: «Продолжаем наш полет. Следующий пункт посадки (пауза, смех) -Стокгольм. Время в пути 45 минут». Но тут «Тимур» увидел двух чиновников службы национальной безопасности Эстонии. Спрашивает их: «А вы здесь зачем?» Те объявляют, что будут сопровождать рейс. Он их прогнал: «Ишь ты, захотели бесплатно в Стокгольм слетать».

15 часов 30 минут. Самолет не взлетает. Жена «Тимура» зудит: «Или взрывай, или полетели». С угонщиком снова просит встречу министр обороны. «Тимур» ему говорит: «Слушай, скоро пассажиры скажут мне -бросай гранату, надоело!» Наконец, в 16 часов 30 минут загудели двигатели. Спросила, как ему удалось пронести на борт гранаты? Ответ: «Деньги все делают».

… Самолет пошел на снижение. Вышел штурман и интересуется, с кем будет «Тимур» вести переговоры. Тот удивлен: «А с какой стати я буду разговаривать со шведами, если мне надо лететь в Америку?» Штурман пытается объяснить, что Ту-134 не сможет перелететь через океан. «Нужен другой телефон — поговорите с администрацией по рации». Угонщик резко: «Только радиотелефон!» Подали трап. Опять начался нервный пересчет пассажиров — кого отпустят.

В 20 часов 10 минут установлен радиотелефон. «Тимур» требует отправить нас в США. Радиотелефон лежит на моем пуховике. Голос спокойно и обстоятельно убеждает: «Сейчас рейс в США не в состоянии выполнить ни одна из местных авиакомпаний». Предлагают политическое убежище в Швеции. Угонщик колеблется. Но им, как видно, управляет жена. Подсказывает: «А какие гарантии?» Тот, как попугай, повторяет. Пререкаются между собой. Жена: «Ты что хотел? Взорваться? Вот и взрывайся!» Шведы в который раз просят оставить самолет. «Тимур» нерешительно: «Марина, ну как?» Та: «Давай иди до последнего. Выпусти всех людей, а меня взорви.» Потом махнула рукой: «Ай, делай, что хочешь».

21 час. Террорист требует встречи с послом США. Отказ. «Тимур» пугает: «Мы хотим умереть в Америке. Мы взорвем самолет. Даем один час времени.»

До 22.00 переговоры не велись. Сидим, ждем неизвестно чего. Я перебрасываюсь короткими фразами с «Тимуром» и Мариной. Узнала: он вот уже два года без работы, раньше был музыкантом в ресторане. Пальцы у него действительно «музыкальные».

Снова переговоры — уговоры. Заметно: эта нудная процедура всем надоела.

22 часа 40 минут. Угонщик говорит, что выходит из самолета. Шведы требуют поднять руки. Террорист артачится, мол «вера не позволяет». Мы с первых рядов почти хором: «Тимур, вставляй чеки в гранаты, хватит.»

В 22.45 семья выходит на трап. Вздох облегчения. С земли командуют, чтобы они оставили багаж на ступеньках трапа, а сами медленно спускались вниз. Больше мы их не видели».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта