X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Будьте бдительны -кипяток рядом

80 раз за последние две недели аварийные бригады «Тепла Тюмени» выезжали на устранение повреждений.

Парение тепловых камер и порывы теплотрасс стали явлением привычным, и горожане перестали воспринимать их как угрозу. Не комфорту проживания, а самой жизни. Коммунальщики считают, что впору развешивать предупреждающие таблички с надписями типа: «Не влезай — убьет!» Инстинкт самосохранения в случае с теплотрассами почему-то дает сбой. Рабочие аварийных бригад рассказывают, что место ремонтных работ притягивает прохожих. Одни стремятся подойти поближе, другие — снять процесс на мобильный телефон или сделать селфи. Опасностью пренебрегают взрослые, а дети, похоже, о ней совсем не знают.

— В школах проходят уроки безопасности жизнедеятельности, но в программе нет изучения правил поведения на опасных технологических объектах, — говорит Михаил Тагильцев, заместитель директора по техническим вопросам компании «Тепло Тюмени». — Мы намерены предложить департаменту образования проводить для школьников уроки безопасности на инженерных объектах — тепловых, электрических, газовых сетях.

В качестве ликбеза для взрослых мы попросили подробнее рассказать об особенностях аварийного ремонта теплотрасс.

— Информацию мы получаем из нескольких источников: по итогам ежедневных обходов специалистами компании, из обращений управляющих компаний и надзорных органов, из писем по электронной почте, из звонков жителей на «горячую линию» «Тепла Тюмени» по телефонам 28-97-38 и 28-97-58. В диспетчерской принимают сигнал и посылают на место оперативно- выездную бригаду.

— Стоят ли на разводящих трубах датчики увлажненности?

— Их мы начали устанавливать года три назад. Всего труб в ППУ- изоляции у нас около 25 процентов от общего количества (на обслуживании «Тепла Тюмени» находится 532 км разводящих и 14 км магистральных теплотрасс). На них еще не было порывов. Чаще они происходят на участках со сроком эксплуатации больше 30 лет или на трубах, которые проложены в начале 2000-х годов. Тогда начали применять трубы в ППУ-изоляции, но технологию монтажа освоили плохо. Сейчас мы расхлебываем последствия.

— Если ЧП происходит на бесхозных трубах, кто его устраняет?

— Бесхозных сетей мы обслуживаем почти 50 км. Еще около 120 км выявлено, но никому не передано на обслуживание. Процесс этот длительный, занимает не менее полутора лет. Но если на «бесхозе» случается ЧП, то ситуацию спасаем мы.

— Есть ли временные нормативы прибытия бригады на порыв?

— Таких нормативов нет. Есть понятие «незамедлительно приступить к локализации». Если повреждение происходит с разливом теплоносителя, с угрозой жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, надо уложиться в 24 часа. Требования: «приехать в течение 15 минут» в законодательстве нет. Даже от скорой помощи нельзя этого ждать. Особенно с учетом городских пробок. Мы же не на вертолетах к месту аварии добираемся. У нас нет спецсигналов. К тому же, несколько порывов может происходить одновременно.

— Используете ли для определения места порыва специальное оборудование?

— Есть у нас и аккустический прибор, который называется «слухач», и коррекционный течеискатель, и тепловизор. Это помогает найти дефект трубы там, где нет явного выхода теплоносителя на поверхность. Коварство порывов в том, что место повреждения часто не соответствует месту разлива теплоносителя. Вне зависимости от вида укладки теплотрассы.

У бесканального способа масса минусов: у незащищенной трубы быстрее снижается ресурс — все нагрузки при движении грунтов она принимает на себя. Кроме того, вода выходит на поверхность по пути наименьшего сопротивления, размывает грунт и создает угрозу для жизни и здоровья людей.

Раньше все теплотрассы укладывали в лотки, но потом кто-то и когда-то решил сэкономить — трубы малого диаметра стали бросать прямо в котлован, без соблюдения расчетной глубины залегания, иногда даже одну поверх другой. Сейчас это наследие прошлого устраняем во время капитального ремонта.

— Каким должно быть ограждение вокруг котлована?

— Зону поражения — зону размытого грунта — и зону производства работ определяет оперативно-выездная бригада. На расположение ограждения влияет множество факторов, но использовать только ленточку недопустимо. Мы ставим металлические ограждения рамной конструкции, которые имеют между собой сцепные устройства. Они на месте порыва должны появиться, как только прибыла аварийная бригада. Но даже при наличии барьеров люди нередко их игнорируют — кто из любопытства, кто просто по привычке ходит по натоптанным тропам.

— Что мешает быстро устранить аварию?

— Затягивать работы нет никакого смысла. Теплоснабжение — наш основной доход. Целесообразнее быстрее выехать, устранить и включить тепло. Это снимет и социальную напряженность. Но оперативно действовать часто мешают припаркованные автомобили. Кроме того, некоторые земельные участки, по которым исторически проложены сети, перешли в частную собственность. Неоднократно нам отказывали в доступе к таким объектам. Еще трудности возникают, когда сети транзитом проходят через здание, где расположен магазин или офис. Хорошо хоть временных объектов теперь нет на сетях, процедура их размещения в городе хорошо отлажена.

Но все наши усилия могут оказаться недостаточными, если человек невнимателен. Не может среди зимы на дороге просто так появиться лужа кипятка, на тротуаре — парение, а в сугробе — черное пятно. Это может быть скрытая утечка теплоносителя. А его температура в морозы достигает 100 градусов и выше.

Поэтому как дорогу надо переходить по переходу, так и рядом с теплотрассами надо соблюдать правила и не терять бдительности.

***
фото: Работает аварийная бригада «Тепла Тюмени».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта