«В детстве» бездушно не работают
Клиент швейной фабрики детской одежды «Плюшевый рай» — он еще немножко и модельер.
Пока родители в торговом зале выбирают одежду для ребенка, они не раз выскажут свое мнение: что нравится, чего не хватает, лучше бы вот такую расцветку, а здесь бы слоника нашить. Все эти замечания потом обсуждают на «худсовете» — и внедряют в производство.
— Мамочки внимательно следят за модой. А мы прислушиваемся к ним, читаем отзывы на нашем сайте. Нам проще использовать замечания клиентов, нарисовать модель, сшить и запустить в производство, чем выискивать эти детали где-то еще, — говорит директор фабрики Татьяна Кельн.
Впрочем, люди в «Плюшевом рае» работают творческие, предлагают и собственные идеи. А дальше за дело берется модельер. Он разрабатывает лекала, по которым отшивается экспериментальная модель. Если ее одобрили, она уходит в закрой.
— Чем вдохновляемся? Следим за модой, — говорит модельер Ирина Трифонова. — Естественно, оцениваем продукцию других производителей, думаю, все так делают. Смотрим коллекции в Интернете. Ну, и у всех ведь есть дети или племянники: посмотришь на них — и придет мысль. Хочется, чтобы они носили одежду удобную и красивую.
Откуда же сейчас растут ноги детской моды? Как ни странно, из взрослой. Дети старше года сегодня носят почти все то же, что и родители, только маленькое. Иногда покупатели сами говорят: папа одевается так-то, хочется и сыну купить что-то похожее.
Покупатели и на этапе проектировки имеют право голоса. У «Плюшевого рая» есть свои модели, примеряющие новинки швейной мысли.
— Приглашаем детишек, меряем, спрашиваем, как они себя чувствуют в одежде, — рассказывает директор. — Помогают мамы: они увидят нюансы, на которые мы внимания не обратим. Возьмут за руку, проведут по залу, посадят. Хотя дети четырех-пяти лет уже и сами скажут, если что-то не понравится.
Потом наступает время «нашивать слоника». Мастер-вышивальщица Татьяна Гриненко моделирует на компьютере аппликацию. Рисунки тоже обсуждают коллективом. Правда, основываются, как правило, на существующих изображениях и персонажах — зачем сидеть и выдумывать, если уже все есть? Мнение клиентов учитывают и здесь. Если вещь с рисунком «зависает» в торговом зале, продавцы спрашивают у родителей и детей, чего бы те хотели.
Хотят, в основном, персонажей современных зарубежных мультфильмов, комиксов, детских телепередач. Коллектив «Плюшевого рая», может, и рад бы чаще вспоминать советскую мультипликацию, но что делать, если дети ее даже не знают? Здесь предприятие вынуждено идти за потребителем.
… Свою продукцию фабрика отгружает и на юг, и на север Тюменской области. В последнее время стали заказывать из Москвы и Санкт-Петербурга — может быть, меньше стала поставлять Турция.
С Турцией «Плюшевый рай» сотрудничает, покупая там хлопковые ткани и трикотаж. Пока проблем с поставками нет. Что будет дальше, неизвестно. В России нужных материалов нет. Если турецкое направление закроется, придется искать китайский хлопок. А он все-таки уступает в качестве.
— Турция — это качество натурального волокна. Мы работаем только с ним, шьем ведь для детей. Думаю, компромисс будет найден, и ткани будут доходить до нас, — надеется директор фабрики.
В легкой промышленности работать нелегко. Сегодня ее, казалось бы, пытаются поднять на ноги. Но как ее поднимать, если не хватает швей? Татьяна Кельн тоже, как и ее коллеги, отмечает: обучать работников приходится прямо на фабрике.
— Не то, чтобы совсем с нуля, но это сложный процесс. Пока швея войдет в хороший ритм и начнет нормально зарабатывать, пройдет не один месяц. Многие не могут терпеть и уходят. Да и с детской одеждой не каждая сможет работать. Сложно перестроиться с пошива палаток, например, на эту кропотливую работу. Человек должен любить это дело. Бездушно работать «в детстве» никто не сможет.
Удивительно, что при этом производитель вынужден еще и бороться с устаревшими госстандартами по производству детской одежды.
— Их как ввели 16 лет назад, так они и не менялись: такая нитка, такая иголка, такой шов, — рассказывает директор. — А машины и материалы совершенствуются, шить стали по-другому. А мы должны придерживаться стандартов, иначе нас штрафуют. Пытаемся бороться, объяснять. Писали письма властям о том, что стандарты такие сейчас вообще применяться не должны. Но дискуссия бесполезна.
Есть и другие трудности. Свои цеха «Плюшевый рай» арендует: за 14 лет существования фабрике так и не удалось получить поддержку властей по вопросу помещений или покупки нового оборудования. Предприятие и 25 его сотрудников, впрочем, справляются своими силами. И движутся вперед.
— Думаю, что производство развивается только благодаря тому, что я его знаю от и до, — говорит Татьяна Кельн. — Сначала сама шила, кроила, все прошла.
На данный момент в производстве находится более двух тысяч моделей. Фабрика отшивает весеннюю коллекцию, разрабатывать которую начали еще осенью. А в долгосрочных планах — осваивать новый возраст, старше семи лет. Работы много: изучить размерные линейки, разработать лекала, придумать дизайн, проследить модные тенденции и передовые ткани. Швейное производство — дело интересное, говорят в «Плюшевом рае».
***
фото: Из-под швейной иглы появляется аппликация;Директор фабрики Татьяна Кельн;Мастер-вышивальщица Татьяна Гриненко в экспериментальном цехе.