X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

До теплой остановки автобус не идет

Проект теплых автобусных остановок, предложенный выпускниками строительного университета более года назад, не может найти финансовой поддержки.

… Перелистываю страницы альбома с презентацией проекта: несколько сидений (в маленьких комплексах — 10-15, в больших -до 60-ти) в отапливаемом помещении, торговые автоматы с напитками и закусками, табло с информацией о ближайших рейсах и голосовым оповещением. Листая альбом, я будто попадаю в мечту. Без шуток: общественный транспорт — одна из главных примет городской жизни, и очень хочется, чтобы в Тюмени он подошел поближе к лучшим мировым стандартам. Комфортность автобусов — «плюс много» к комфортности жизни горожанина вообще.

В декабре прошлого года проект представили на заседании комиссии по градостроительству Тюменской городской Думы. Со стороны показалось, что презентация заинтересовала депутатов. Но до конкретики дело не дошло. Финансировать проект за счет бюджета город не готов.

— Вообще-то, власти идут на контакт, — говорит один из авторов проекта Евгений Борисов. — Мы встречались и с замглавы города, и с представителями департаментов, нам помогли рассчитать пассажиропоток, чтобы вместимость остановки отвечала потребностям. На бумаге все необходимое есть. И желание работать есть.

Начали разрабатывать проект еще студентами, рассказывает Евгений Борисов. Воплотить его активно пытаются года полтора. Проблема в том, что возможные инвесторы ставят вопросы, которые без властей не решить — необходимы гарантии администрации. А там, в свою очередь, говорят: приводите инвесторов, пообщаемся.

Пространство для бизнеса инвесторов в проекте, разумеется, предусмотрено. Четверть каждого павильона отведена для коммерческих структур: продавцов цветов и газет, небольших кофеен. Город, правда, согласился содействовать при участии только операторов связи. От них, мол, не будет лишнего мусора. Хотя разработчики проекта предлагали такую схему: государство или инвестор вкладывается в строительство комплекса, а дальнейшее обслуживание они берут на себя.

Для своего проекта выпускники ТюмГАСУ зарегистрировали юридическое лицо — ООО «Интех». И более-менее предметный разговор получится у «Интеха» с МТС, но оператора не устроили точки, выбранные для пилотного проекта: остановки у железнодорожного и автовокзала.

— В администрации нам говорили: поставьте одну остановку, и если она будет востребованной, разрешат поставить маленькие комплексы в нескольких точках. А инвесторам тоже надо оценить прибыльность своего участия в проекте. Замкнутый круг.

Вообще, проект, конечно, не полностью коммерческий — скорее, социальный. Доход от него будет, но не слишком большой. Пока все осторожничают. И нужная городу идея не витает, а висит в воздухе.

При этом маленький остановочный комплекс на 10-15 сидячих мест можно поставить менее чем за миллион рублей. И даже дешевле, но считать надо для конкретного заказа.

— Если нам скажут: «влезете в 800 тысяч — возьмем проект», мы сделаем. Можно удешевить конкретные позиции по техзаданию. А бесконечно пересчитывать стоимость впустую нет смысла, — говорит Евгений.

Обиднее от того, что в других городах теплые остановки ставят давно. Например, в Якутске. Там нашим инженерам свой опыт по внедрению описали так: глава города сказал строить — начали строить. В числе спонсоров — «Сбербанк» и «Мегафон».

… Евгений признался, что сейчас не видит пути, по которому можно двигаться. Проект, вроде бы, хороший, проработанный до мелочей. Его можно оптимизировать дальше, но для кого? Возможно, удастся соблазнить крупный бизнес на проявление социальной ответственности — это сейчас модно. Но здесь пока тоже ничего конкретного.

— Многие говорили: идея хорошая, время не то. Может быть, слишком дорого или есть более актуальные проблемы. Может быть, о нас вспомнят через несколько лет. Когда замерзнут.

***
фото: Макет зала ожидания теплой остановки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта