Фолк-рок уходит в подполье?
В прошлом году несколько сценических площадок закрылись, а одна сменила профиль, отказав рокерам от дома. Можно подумать, что музыкантов вновь загоняют под землю, то есть в андеграунд…
Вот и концерт коллектива средневековой музыки «Гилеад» прошел в клубе «Ракета» — небольшом подвальчике, рассчитанном примерно на сотню зрителей. Полутьма, нарочито грубоватый антураж и сцена, отделенная от зрителей железными 400-литровыми бочками, выкрашенными в красный цвет… Настоящий андеграунд! И аншлаг, как на концерте запрещенной рок-музыки в конце 70-х: народу в полтора раза больше, чем вмещает клуб.
— Мы не ожидали такой активности поклонников, — признается волынщик Айдар Аминов. — Просто давно не играли в Тюмени (с мая прошлого года — Д.Р.), вот и решили устроить концерт. Но такой… небольшой. Поэтому и клуб выбрали маленький, чтобы получилось нечто вроде квартирника. То есть площадок-то в городе действительно стало меньше, но для нас это пока не проблема. Могли бы найти сцену больше, но не захотели.
… Музыканты предполагают, а слушатели — располагают. В том смысле что меломаны, соскучившиеся по зажигательному пению волынок, в считанные минуты заполни ли и не большой пятачок перед сценой, и балкончики. Возбужденные голоса, приветствия, выкрики, взрывы смеха. Молодая гардеробщица выглядывает из-за таких же бочек, как перед сценой, и в сотый раз повторяет, дескать, куртки вешать некуда, но если гость согласен потом сам искать добро, он может положить одежду вот в ту кучу. А зажатый в углу владелец клуба тоскливо сетует, что выручка бара окажется ниже ожиданий, ведь к стойке не подобраться.
Но теснота и темень только подогревают эмоции толпы: когда на сцену выходят музыканты, их встречает многоголосый визг и вой, а также гром аплодисментов. И первая же композиция — динамичная, заводная — побуждает всех пуститься в пляс, хоть для этого и нет места.
Впрочем, не музыкой единой развлекался народ.
— Я хочу, чтобы несколько крепких парней вышли и встали у сцены! — призвал Айдар Аминов.
И мужчины, еще не знающие в чем соль, но заранее предвкушающее развлечение, потянулись к заграждению из бочек.
— А теперь мне нужна девушка. Желательно, худенькая, — продолжал интриговать волынщик.
Юная особа тут же отыскалась. При помощи музыканта взобралась на сцену.
— Поворачивайся спиной и падай, — заявил довольный выдумкой Айдар.
Стэйдж-дайвинг или попросту говоря прыжок со сцены — концертное развлечение, популярное за границей, но мало распространенное у нас: видимо, не слишком-то мы друг другу доверяем. Музыкант или один из зрителей ныряет со сцены, а толпа удерживает его над собой на руках. Захватывающие ощущения!
Первый опыт прошел успешно: девушку переправили от сцены в конец зала и без происшествий спустили на пол. Только после этого коварный Айдар испытал крепость фанатских рук на себе. А уж дальше и девушки, и парни без страха ныряли в толпу на протяжении всего концерта. Признаюсь честно, я представила, как люди расступаются, и я грохаюсь об пол, поэтому не решилась. Но отважившиеся щедро делились ощущениями, сплошь положительными.
Гвоздем первой части программы стал новый сингл «Vatt’ghern» -инструментальная композиция с небольшими по времени вставками мужских и женских вокализов, написанная по мотивам книг польского писателя Анджея Сапковского и видеоигры по его вселенной.
— Незадолго до концерта мы выложили студийную запись песни в Интернет, — рассказывает Александр Трофимов, второй волынщик группы. — Но на концерте исполнили немного измененную версию — продолжаем играть с аранжировкой. Так что можно сказать, что песня исполнялась со сцены впервые.
По словам музыкантов, «Vatt’ghern» — не только дань их собственному увлечению творчеством Сапковского, но и заявка на участие в конкурсе.
— В сентябре прошлого года компания CD Projekt объявила, что выберет несколько лучших композиций по мотивам саунд-треков из игры «Ведьмак». Мы приняли участие и вошли в число победителей. Наша песня, как и 15 других композиций от групп со всего мира, попадет в альбом, который издаст компания. Диск в процессе записи, — поясняет Павел Михалев, музыкант, играющий на циттерне.
Хочется отметить, что у компании CD Projekt весьма недурной вкус: композиция получилась одновременно динамичной и тревожной, что прекрасно передает дух и книги, и видеоигры по ней. Вообще, иностранные компании тюменских музыкантов явно заметили. Например, американский производитель арф сделал Марию Хэлс лицом своей марки и подарил девушке новый инструмент.
— Очень приятный и дорогой подарок, — смущено признается Мария. — Арфа просто отличная! -добавляет она и замолкает, явно не спеша вдаваться в подробности.
— Наша Маша, в отличие от большинства арфисток, даже тех, что играют фолк-рок, не сидит тихонько на стуле возле инструмента, а скачет с арфой по сцене как гитарист с гитарой, — решает вместо коллеги расставить точки над «i» Айдар Аминов. — Такая активность заводит зрителей, но это требует не только музыкального мастерства, но и серьезных физических усилий. Именно поведение Маши на сцене привлекло внимание американцев.
… Ближе к концу второй части концерта Павел Михалев сообразил представить девушку, игравшую на джембе, — Анастасию Угрюмову. Она временно заменяет постоянного участника группы Павла Яркина, который в честь своего дня рождения уехал отдыхать в Индию. Прямо во время концерта музыканты вместе со зрителями сняли для него видеопоздравление.
А потом еще долго не могли уйти со сцены, возвращаясь «на бис» снова и снова. И даже в попытке распугать фанатов, сыграли песню поп-группы «Руки вверх». Поклонники смеялись, отмечали, что волынки способны облагородить даже такую музыку, и. не уходили. Концерт закончился долгой фотосессией с группой «Гилеад» для всех желающих.
***
фото: Айдар Аминов, Павел Михалев и Александр Трофимов;Мария Хэлс;Стэйдж-дайвинг или прыжок со сцены.