X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Холодная война» за Полярным кругом

В 1957-1958 годах в иностранных журналах появились материалы о строительстве в районе Салехарда ракетной базы.

В феврале следующего года на Приполярном Урале неподалеку от горы, названной манси Холат-Сяхыл, что переводится как Гора Мертвецов, погибли девять уральских туристов (группа Дятлова). Есть ли какая-то связь между этими событиями? Чтобы разобраться, нужно начать с событий еще более ранних.

Началом «холодной войны» между Западом и Советским Союзом, между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции считается выступление бывшего британского премьер-министра Уинстона Черчилля 5 марта 1946 года в американском городке Фултон, в родном штате президента США Трумэна -Миссури.

Обмен «любезностями»

— Я глубоко восхищаюсь доблестным русским народом и моим товарищем в военные годы маршалом Сталиным, — говорил Черчилль. -Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ, устранив любую возможность германской агрессии. Мы приветствуем ее флаг на морях. Но я не могу не сказать о том, что происходит в Европе. На мир, озаренный победой союзников, пала тень. Никто не знает намерения Советской России и ее международной коммунистической организации и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансий.

Затем Черчилль произнес знаменитые слова о «железном занавесе»:

— От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железный занавес» опустился на наш континент. По ту сторону «занавеса» все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы — Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София. Все эти знаменитые города и их население оказались в советской сфере. Почти все эти страны управляются полицейскими правительствами, в них нет подлинной демократии. Это явно не та свободная Европа, ради которой мы сражались. Я не верю, что Советская Россия жаждет войны. Она жаждет неограниченного расширения своей власти и идеологии.

Сталин назвал речь Черчилля «опасным шагом». Он увидел в ней контуры противостоящего ему военного союза, хотя сильно рассчитывал на англо-американские противоречия. Чуть раньше, 9 февраля 1946 года, Сталин сказал, что коммунизм и капитализм несовместимы, поэтому война неминуема.

«Фултонская речь» Черчилля 12 марта 1946 года была полностью перепечатана в «Известиях». Ясно, что решение об этом мог принять только Сталин.

Начавшееся противостояние свело на нет стремление Сталина получить права контроля над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы и выход в Средиземное море. Это было своего рода сверхзадачей его политики, мечтой русской дипломатии XVIII — начала XX веков и заветной целью Российской империи в Первой мировой войне 1914-1918 годов.

В ноябре 1943 года в Тегеране Черчилль в присутствии Рузвельта и Сталина признал, что «Россия должна иметь выход в теплые моря». А в феврале 1945-го на Ялтинской конференции — президент Соединенных Штатов Америки Рузвельт заявил о необходимости для Советского Союза иметь выход в Средиземное море и безопасности в районе Черного моря и его проливов.

Однако при послевоенном устройстве мира союзники по антигитлеровской коалиции не сдержали обещаний, и вместо выхода к теплому Средиземному морю пришлось Сталину проложить на карте новый геополитический маршрут. К другому морю — студеному.

Поворот на Север

Театр военных действий против США должен был развернуться на Аляске. Сталин не боялся ядерной войны: 70 лет назад американцы обладали не таким уж большим количеством атомных бомб. Ракет еще не было, единственное средство доставки — тяжелые бомбардировщики. Генералы убедили Сталина в том, что система противовоздушной обороны сможет перехватить большую часть американских самолетов.

Дислоцированный с сентября 1945 года на Чукотке 126-й легкий горно-стрелковый корпус развернули в 1948 году в 14-ю армию специального назначения, состоящую из 116-й, 117-й и 121-й стрелковых дивизий. Командовать этой армией назначили Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Николая Олешева. Штаб армии в поселке Урелики получил подробные топографические карты Аляски, Канады и Тихоокеанского побережья США.

В августе 1949 года у СССР появились своя атомная бомба и средство ее доставки — бомбардировщик ТУ-4, копия американского В-29 «Суперкрепость». Восстановили аэродромы, оставшиеся от авиатрассы «Аляска — Сибирь», по которой с осени 1942 года и до конца войны из США в СССР доставлялись по воздуху ленд-лизовские самолеты.

Кроме восстановленных ленд-лизовских аэродромов, вдоль побережья Северного Ледовитого океана — Архангельск, Амдерма, Воркута, Диксон, Норильск, Игарка, Дудинка, Хатанга, Тикси, Чокурдах, Черский, Нижнеянск, Певск, мыс Шмидта, Анадырь на Чукотке — строили казармы для воздушно-десантных войск, в бухте Провидения — военные склады. К морским портам подтягивали железные дороги. Задача состояла в том, чтобы сразу перенести войну на территорию Соединенных Штатов.

Величие замыслов

22 апреля 1947 года Совет министров СССР принял постановление № 1255-331 СС, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Ямале у мыса Каменного, судоремонтного завода, жилого поселка и железной дороги от Северо-Печорской магистрали к порту.

Для производства работ 28 апреля приказом министра внутренних дел СССР генерал-полковника Сергея Круглова создано Северное управление Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), строительства № 501 (железная дорога) и № 502 (порт).

Уже 27 июля руководство МВД доложило Сталину и Берии о первых результатах:

«… Для ускорения работ по строительству железной дороги от станции Чум (Новый) Печорской железной дороги через Уральский хребет к месту будущего строительства морского порта в Обской губе МВД СССР были переброшены с других строек значительные материальные ресурсы… и необходимое для начала работ количество рабочей силы организованными колоннами.

Непосредственно на строительстве уже находится 8000 человек. Сверх этого на Печору прибыло 7900 человек из числа отправленных в мае заключенных. До 1 июля с.г. на строительство дополнительно из центральных областей отправляются 8000 заключенных.»

Историки и журналисты спорят. Одни считают заполярную железную дорогу и морской порт на Ямале у мыса Каменного бессмысленной затеей Сталина, что подтверждается принятием в январе 1949 года решения о строительстве вместо порта в Обской губе военно-морской базы в Игарке, а также — последовавшей после смерти Сталина в марте 1953 года -ликвидации всего строительства. Другие объясняют необходимость строительства этих объектов с военно-стратегической точки зрения. Пиратские рейды линкора «Адмирал Шеер» и подводных лодок фашистской Германии в Карском море и в Обской губе показали незащищенность сибирского Заполярья. Поэтому, кроме морского порта и судоремонтного завода, планировалось создать на Ямале секретную базу советского военно-морского флота, для чего от портового причала собирались прокопать канал до глубоководного озера, которое превратилось бы в бухту для укрытия боевых судов в случае непогоды.

Код для расшифровки тайны этого проекта заключен в сталинском «… Русский народ давно мечтает иметь надежный выход в Ледовитый океан в Оби!»

Создателя новой империи меньше всего заботила экономическая целесообразность гигантских проектов. Главное заключалось в величии замыслов. От этого -чкаловские перелеты, ледовые экспедиции, запуски в стратосферу, лыжные и конные переходы. Материальные затраты и человеческие жертвы не в счет. Ресурсы невольничьего труда и национального героизма казались вождю неисчерпаемыми.

Председатель Каменского сельсовета ненец Иван Гаврилович Тосида был в 1947-1952 годах заместителем по политчасти начальника строительства МВД № 501 в поселке Каменном. В марте 1961 года он рассказал, что в районе фактории заключенные построили пирс длиной около 3-4 км, к которому из Салехарда через Новый Порт прокладывали железную дорогу. Планировались также достройка железной дороги Чум — Лабытнанги, организация паромной переправы через Обь, сооружение больших складских помещений. Численность заключенных Обского ИТЛ и строительства № 501 на 1 января 1952 года составляла 13499 человек.

Когда выяснилось, что из-за мелководья Обской губы будущий морской порт у мыса Каменный недоступен для крупных судов, Сталин предложил 29 января 1949 года новый маршрут железнодорожного строительства: Салехард -Игарка. Так начался второй этап возведения железной дороги по иному, отличному от первоначального замысла, направлению.

А как же пирс, построенный для причала морских судов в поселке Каменном? Его, утверждал Тосида, разрушил шторм зимой 19491950 годов. Казалось, сама природа была возмущена бесчеловечным отношением к себе и несчастным людям. До наших дней сохранились лишь остатки дощатых складов и вспомогательного причала Новопортовского рыбозавода.

Но и новый проект железнодорожного строительства, утвержденный Сталиным, не состоялся. Наступление «политической оттепели» в Советском Союзе ослабило внимание противостоящих в «холодной войне» сторон к заполярному театру военных действий. 14-ю армию расформировали 23 апреля 1 953 года. Прекратили строительство железной дороги вдоль Северного Ледовитого океана и площадок для базирования стратегических бомбардировщиков. Мир не знал, как близко была Третья мировая война.

Продолжение следует…

***
фото: Черчилль читает фултонскую речь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта