X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Почему не дышит нос?

Многие горожане пользуются назальными каплями вроде «Нафтизина», «Ксилена» и им подобных. Как бы между прочим. Заложен нос? Две капельки, и ты дышишь, а значит — можно вернуться к делам. Главное, не задумываться над тем, что без заветного пузырька — уже никуда. Лор-врачи прозвали это «нафтизиновой зависимостью».

И вправду, немало моих знакомых просто жить не могут без этих капель. А ведь постоянный прием лекарства организму совсем не на пользу… Но самое неприятное в «нафтизиновой зависимости» даже не это.

— Капли устраняют симптом: «заложенность носа», но не решают проблемы, из-за которой вы не здоровы. А болезнетворные процессы-то тем временем идут… — говорит Дмитрий Щербаков, врач-оториноларинголог, хирург лор-отделения медсанчасти «Нефтяник».

Так почему не дышит нос?

По словам Дмитрия Щербакова, жалоба на то, что «нос не дышит» — одна из самых распространенных в практике ухо-горло-носов. Причины, конечно, бывают разные. Например, в носу могла вырасти опухоль. Или в пазухах начался вялотекущий воспалительный процесс. Опытный диагност должен проверить все эти варианты. Но бывает, что ни один из них не подходит…

— На самом деле у 80 процентов людей, рожденных естественным образом, искривлена носовая перегородка — травма возникает при прохождении младенца по родовым путям, — рассказывает специалист. — Так что к проблемам с дыханием через нос мы предрасположены. Конечно, некоторые живут и все в порядке, но у большинства с возрастом неприятности все же появляются: в городах плохая экология, дым и смог. Почти у каждого имеется небольшой, но хронический очаг воспаления. В итоге деформация перегородки усугубляется. Но с этим легко справятся хирурги.

… За год в лор-отделении МСЧ «Нефтяник» оперируют шесть сотен пациентов. Примерно половину — по полисам ОМС, остальных — платно. Конечно, далеко не у каждого «нафтизиновая зависимость», но подавляющее большинство диагнозов все же связано с носом или его пазухами.

— Оториноларинголог — это ухо-горло-нос, но по моим наблюдениям мы в большей степени именно ринологи, — говорит Дмитрий Щербаков. — Пациент жалуется на уши — я смотрю нос и больше чем в половине случаев обнаруживаю, что изначальная проблема там. Чистых патологий глотки и гортани — вообще меньше одного процента.

Впрочем, как пояснил врач, как раз таки во рту расположен орган, доставляющий пациентам массу неприятностей — небные миндалины. Те, которые раньше удаляли чуть не каждому второму ребенку, взамен даря разрешение целую неделю есть мороженное без меры.

— Действительно, раньше наблюдался явный перекос в сторону хирургии: миндалины вырезали, полагая их чем-то вроде аппендикса. Но потом стало очевидно, что детям и подросткам до 15-ти лет удалять небные миндалины нельзя (аденоидные, по показаниям, можно). И на волне этого открытия ситуация повернулась на 180 градусов: теперь таблетками пытаются лечить даже тогда, когда однозначно пора удалять. Так что половина пациентов приходит к лор-хирургам не просто с хроническим тонзиллитом, воспалением в гайморовой пазухе, но уже и с сопутствующими заболеваниями: проблемы с глазами, суставами. И все из-за вовремя не убранных миндалин! Конечно, миндалины мы им удаляем, но болезни уже никуда не денутся…

На мой взгляд, проблема в недостаточном знании вопроса врачами поликлиник — они первичное звено и должны вовремя не только диагностировать заболевание, но и верно дать направление к узкому специалисту. А многие как из опытных врачей, так и из молодых специалистов до сих пор считают, что миндалины выполняют «барьерную функцию» — так когда-то давно писали в учебниках. На самом деле задача миндалин — анализ новой генетической информации. Когда ребенок рождается, его иммунная система по-младенчески наивна: ничего не видела и ничего не знает. Научиться противостоять внешним угрозам помогают миндалины — они как анализатор, через который проходят бактерии и вирусы. Там клетки учатся воевать с заразой, а потом отправляются в лимфоузлы и селезенку, где передают знания. Поэтому до 15-ти лет миндалины так важны: нет их — начинаются бронхиты и астмы. Просто мы закрыли «школу», а бронхи и легкие взяли на себя ее функцию. Но и момент, когда вреда миндалины начинают приносить больше, чем пользы, тоже упускать нельзя. А для этого нужен грамотный специалист, который заметит проблему. Я не хочу ничего сказать про коллег из поликлиник — они действительно поставлены в сложные условия: много бумажной работы, короткое время приема. Но к вопросу хронических простуд у молодых пациентов нужно относиться с большим вниманием.

Для тех, кто помощи уже не ждал

Но не стоит думать, что хирурги-оториноларингологи занимаются только типичными случаями. В практике специалистов МСЧ «Нефтяник» есть и по-настоящему уникальные операции. Например, молодому мужчине из Шадринска врачи вернули дар речи.

— Случай достаточно редкий. Впрочем, мы видим и определенную системность проблемы, — рассказывает Дмитрий Щербаков. — Представьте, молодой трудоспособный человек попадает, например, в аварию. Из-за травм его на время подключают к аппарату ИВЛ, для чего вводят в горло трубку. Когда интубация больше не нужна, трубку вынимают, но в дыхательных путях остаются пролежни, которые, в свою очередь, превращаются в язвы, а язвы, заживая, оставляют рубцы. Так необходимая для спасения жизни процедура порой может обернуться новой проблемой: из-за рубцов уменьшается просвет в дыхательном горле — от сантиметра к нескольким миллиметрам. У здорового, в принципе, человека начинается одышка. В итоге в больнице ему вводят трахеостому — трубку, которая позволяет дышать чуть свободнее, но вот качество жизни снижает сильно. Парню из Шадринска, который попал к нам год назад, нет еще и тридцати. Но он не работал. И вообще, даже с трахеостомой дышал с большим трудом, а говорить к тому моменту не мог уже примерно год: под трубкой сформировались новые рубцы… Вместе с торакальным хирургом доктором Поповым мы провели операцию: вырезали рубцы и в просвет установили так называемую т-образную силиконовую трубку, которая позволяет пациенту дышать и говорить, но постоянно с ней ходить — тоже не вариант. В ближайшее время мы проведем реконструкцию дыхательных путей, и он сможет обходиться без трубки. Конечно, имеются свои сложности… Но мы справимся.

… Еще более редкую операцию Дмитрий Щербаков пару месяцев назад провел в тандеме с Юрием Геркулом, заведующим отделением нейрохирургии. Пациенткой стала 63-летняя женщина, пенсионерка с диагнозом Базедова болезнь. Наверное, многие помнят по школьному учебнику биологии фотографию пациентки с глазами навыкат — из параграфа про дефицит йода в организме…

— Базедова болезнь возникает при избытке гормонов щитовидной железы. Для нашего региона, эндемичного по йододефициту, она не является такой уж редкостью, — рассказывает доктор Щербаков. — Как и один из ее признаков — пучеглазие вследствие разрастания тканей вокруг глазного яблока. Проблема в том, что даже после удаления щитовидной железы процесс разрастания не прекращается. У нашей пожилой пациентки он зашел так далеко, что глаза просто не закрывались: она ночи напролет проводила без сна, постоянно закапывая в глаза капли от сухости. Опыт орбитотомии (вскрытия глазницы — Д.Р.) был и у меня, и у Юрия Геркула, только я проводил эту процедуру через нос пациента. Мы решили совместить две технологии и в итоге удалили стенки орбиты глаза, а затем носовую стенку, и гипертрофированная жировая клетчатка нашла выход в полость носа. Так мы, во-первых, убрали больше лишней ткани и, во-вторых, нам ничто не закрывало обзор, а это очень важно — работать нужно рядом со зрительными нервами и глазодвигательными мышцами, операция и так сложная и опасная. Для начала мы ограничились одним глазом. Но теперь, спустя два месяца, планируем прооперировать второй.

По словам Дмитрия Щербакова, лишь пара-тройка специалистов по всей стране делает такие операции, поэтому больным Базедовой болезнью очень сложно получить помощь: ехать далеко и часто не на что, да еще и пойди найди того хирурга… Даже лечащие врачи зачастую не знают, что посоветовать пациентам с такой проблемой, потому что тоже не имеют информации о клиниках, где бы занимались хирургическим лечением орбитопатий. Теперь, надеется специалист, тюменцы и жители юга области будут знать, куда обращаться.

***
фото: Дмитрий Щербаков на рабочем месте.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта