X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Рекомендуется говорить правду

Даже в следственных органах, где полиграф — так называемый детектор лжи — используется уже довольно давно, для многих сотрудников он по-прежнему остается чем-то полумагическим. Этакой волшебной коробочкой, которая может дать ответ на извечный вопрос: где правда, а где ложь?

Следователей эта дилемма волнует, пожалуй, больше, чем всех остальных, поэтому иной раз они с таким нетерпением обивают порог кабинета полиграфолога регионального управления СКР Светланы Якубовской, дожидаясь окончания очередного сеанса правдотерапии. Однако работа над результатами тестирования довольно кропотливая. Собственно, как и подготовка к тестированию, и сам процесс.

— Но есть те, кто считает, что мы здесь чуть ли не на кофейной гуще гадаем, — говорит Светлана Якубовская. — Мол, вы быстренько спросите — он это или не он? — да и все! Но полиграфологи так не работают. Во-первых, перед встречей с испытуемым -особенно, если речь идет о подозреваемом, — необходимо детально ознакомиться с делом. Во-вторых — когда человек уже находится в кабинете, — необходимо установить с ним психологический контакт.

Маленький приборчик под названием «Диана» хотя значительно и превосходит по техническим характеристикам своего громоздкого самопишущего чернильного предшественника, но самостоятельно — без участия человека -выводить на чистую воду пока не способен. Чтобы в дальнейшем правильно трактовать выданные им полиграммы, специалисту-полиграфологу надо сначала подготовить почву для работы. Снять фон, то есть выяснить: как ведет себя человек в спокойном состоянии?

— Для этого лучше выйти из кабинета и оставить испытуемого на некоторое время в одиночестве, -поясняет Светлана Викторовна.

Ну, а потом полиграфолог попросит своего подопечного выполнить несколько — непонятных на взгляд обывателя — упражнений. Например, напрячь мышцы. ягодиц (под ними лежат два датчика, которые чутко реагируют на любое напряжение тела), спеть про себя песню или прикусить язык. Да, оказывается, это не просто метафора. По наблюдениям Светланы Якубовской, человек, который пытается врать, действительно, частенько прикусывает язык. Это что-то вроде психологического противодействия детектору лжи.

… И только после «зарядки» начнутся вопросы — на каждый придется ответить по нескольку раз. В общем, путь к правде не близкий, «быстренько» дойти уж точно не удастся.

— А о чем чаще всего врут люди? — спрашиваю я у собеседницы.

— Подозреваемые, конечно же, о том, что они не причастны к тому, в чем их пытаются уличить. Бывает, что фигуранты дела сознаются в менее серьезных преступлениях, чтобы скрыть более серьезные.

Предполагаемых свидетелей через детектор лжи тоже проходит немало. Они пытаются убедить полиграфолога, что никакой информацией, способной помочь следствию, не располагают. Кто-то придерживается позиции отрицания до победного, даже если его слова не совпадают с заключением полиграфолога. А кто-то, поняв, что его раскусили, начинает говорить правду.

Хотя предполагаемые фигуранты дела могут и изначально не согласиться на тестирование -оно носит исключительно рекомендательный характер. И в качестве доказательства рассматривается только по решению суда -чаще всего в совокупности с другими доказательствами.

Так, в прошлом году Светлана Якубовская трижды принимала участие в судебных заседаниях -озвучивала уже ранее предоставленные заключения по уголовным делам об убийстве, мошенничестве и сексуальных домогательствах. Всего в 2015-м полиграфолог Якубовская беседовала начистоту со 188 людьми, сто два из которых проходили в том или ином качестве по уголовным делам, остальные — соискатели. От них тоже требуется говорить правду и ничего, кроме правды.

— Но каждый седьмой человек все равно врет, — сокрушенно разводит руками Светлана Викторовна. — В основном, отвечают неправду на вопросы о том, пробовали ли когда-нибудь наркотики, хотя я всегда предупреждаю, что в таких случаях лучше ответить честно.

Примечательно, что многие, усаживаясь на кресло перед полиграфологом и наблюдая, как она прикрепляет к ним датчики, переживают не о том, что их могут уличить во лжи, а о том, не ударит ли током.

— Не бывает такого, что зная об обстоятельствах дела, вы заранее негативно настроены по отношению к подозреваемому?

— Есть люди, которые вызывают у меня непонимание: зачем ты это делаешь? Как психологу мне важно выяснить, что у этого человека в голове, каковы его мотивы. Вот, например, сейчас я работаю как раз над таким делом — изучаю личность подозреваемого.

— Вы красивая молодая женщина, и испытуемые мужского пола волнуются при виде вас, наверное, не только потому, что врут…

— Ну, поводов я не даю, — отвечает Светлана Якубовская. — А вообще, бывают, конечно, разные случаи. В кафе приглашают, предлагают подвезти… Но, знаете, так ведут себя, как правило, непричастные к делу люди. Потому что у причастных мысли заняты другим.

***
фото: Светлана Якубовская.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта