Когда тепло уходит в пар
Парящие колодцы и целые участки теплотрасс стали таким же непременным атрибутом зимы, как фильм «Ирония судьбы…»
Так же, как в известном фильме, в городском тепловом хозяйстве есть свой «любовный треугольник». На его вершине — потребитель, а в основании — две главные теплоснабжающие организации. Одна обслуживает магистральные сети, другая — разводящие. Все стороны этой коммунальной конструкции взаимосвязаны между собой, хотя и пытаются заявить о своей самодостаточности, доказать, что кто-то лучше, кто-то хуже. В результате такого противостояния страдает, прежде всего, потребитель.
Превращение некоторых районов города в подобие парящей долины гейзеров на Камчатке настолько привычно, что иногда кажется, будто оно происходит по закону природы, а значит, неизбежно в морозные дни. Однако специалисты выделяют три главные причины таких явлений: плохая гидроизоляция труб или стыков, повреждение самой теплотрассы или утечка из водопровода. Причем по интенсивности парения те, у кого наметан глаз, могут определить, дефекты какой сети — магистральной, разводящей или водопроводной — виноваты.
Трубы большого диаметра прокладывают, как правило, лотковым способом, и теплоноситель, растекаясь при порыве по бетонному основанию, дает больший объем пара, чем при утечках из разводящих теплотрасс. Сечение их в несколько раз меньше, дополнительная опора не нужна, лотки — тоже, достаточно закопать коммуникации на небольшую глубину. В таких случаях порыв уходит в почву, вызывает протаивание грунта, разливается на поверхности горячими морями.
Магистральные трубы в Тюмени уже больше десяти лет укладывают в ППУ-изоляции, последние несколько лет на них устанавливают также датчики увлажненности, которые становятся сигналом утечки на той стадии, которая не видна глазу прохожего. Это как анализ крови на начальной стадии заболевания — только специалист поймет, что пора принимать какие-то меры, иначе недуг разрастется и потребует хирургического вмешательства. Разводящие коммуникации, которых в общем километраже тепловых трасс раз в шесть больше, недавно тоже стали закутывать не в быстро гниющую стекловату, а в ППУ-одежку с датчиками. Все это — чтобы «поймать» утечку как можно раньше, не допустив крупных аварий. Однако порывов регистрируется по-прежнему много.
— Количество повреждений на теплотрассах за год грозит приблизиться к четырем тысячам, но так было не всегда, — говорит Павел Воропай, советник главы администрации города по вопросам теплоснабжения. — По опыту работы в «Тюменьэнерго» помню, что нормой считалось 1 или 2 повреждения за сезон, а три — переходили в ранг ЧП. Нынешний многократный рост утечек объясняется недоремонтами прошлых лет. Если в начале 2000-х годов ежегодно перекладывали по 7-8 км магистральных и по 40 км разводящих сетей, то после 2005 года эти показатели резко упали. В 2007 году, например, было отремонтировано всего 600 метров магистральных теплотрасс вместо шести километров, положенных по нормативу. Этим объясняется и резкий рост повреждений, и постоянное парение некоторых тепловых камер. Вернуться к прежней картине можно, если наверстать упущенное и ремонтировать по 8-10 км магистральных и не менее 30 км разводящих теплотрасс ежегодно.
Какими будут объемы капитального ремонта этого года, сказать пока трудно, окончательные показатели не утверждены. Но чтобы понять масштаб необходимых работ, можно привести несколько цифр: общая протяженность тепловых сетей города составляет 510 километров (как расстояние от Тюмени до Тобольска и обратно). При этом общий износ, по данным на май 2014 года, составляет 60 процентов.
Горожан, конечно, волнуют не только «камчатские» декорации на наших теплотрассах, но, прежде всего, кто за такие потери платит. Есть опаска: если счета за теплоснабжение выставляют горожанам, то и все потери и утечки оплачивают тоже они. Но, по словам Павла Воропая, это не совсем так. В структуре тарифа за услуги теплоснабжения заложены только нормативные потери, они невелики, и их объемы не меняются уже несколько лет. А все, что связано с порывами, относится к сверхнормативным потерям, которые, по сути, ложатся на плечи производителей тепла. Они обязаны поддерживать давление в сети и, соответственно, подавать определенное количество теплоносителя со строго обозначенными параметрами (в зависимости от температуры окружающего воздуха). Если какие-то тонны и кубометры по дороге не дошли до потребителя, то недостающиее должно быть пополнено (это называется подпиткой). Величина подпитки — показатель плавающий, в прошлый отопительный период она составляла от 700 до 900 тонн в час.
Кстати, из-за больших потерь тепловой энергии при транспортировке сменяемость сетевой воды в тепловых сетях происходит 80 раз в год! Общие потери теплоносителя в 2013 году составили более четырех миллионов тонн. В результате, по данным компании «Фортум», в Тюмени сжигается в полтора раза больше топлива, чем в аналогичном по климату Хельсинки в расчете на одинаковый объем потребления тепла.
Платить за такие транзитные потери теплоносителя должен тот, на чьем участке утечка случилась. Ее фиксируют приборы системы АСКУТЭ, установленные на границе ответственности магистральных и разводящих тепловых сетей.
Но договориться о точности этих показаний две теплоснабжающие компании никак не могут. Предприятие «Тепло Тюмени» считает, что показания счетчиков компании «Фортум» недостоверны. Счет идет на сотни тысяч рублей. И пока «в товарищах согласья нет», город никак не может избавиться от такой застарелой болезни, как парящие теплотрассы.
***
фото: Парящий колодец на улице Энергетиков.