Тюменский потребитель, он всегда прав
Сферы торговли и услуг всегда первыми реагируют на кризисы. Но может, мы преувеличиваем негативные ожидания? Об итогах прошлого года и тенденциях нынешнего мы говорили с Еленой Ереминой, директором департамента потребительского рынка.
— Елена Михайловна, говорят, что кризисные явления никак не сказались на нашем потребительском рынке.
— Рост товарооборота в Тюмени происходит постоянно, разнятся только темпы. Окончательные цифры по итогам прошедшего года станут ясны только в феврале, сейчас мы можем говорить о динамике прошлых лет и ее логическом продолжении в году минувшем. Например, три года назад сумма, потраченная на покупки, составляла 271 тысячу рублей на каждого жителя города — от младенца до старика. Два года этот показатель не менялся. Тогда откуда рост товарооборота? Ответ — чисто арифметический. Увеличился один из показателей — население города, вырос и суммарный товарооборот. Со 168 млрд рублей он скакнул на 202 млрд рублей. Город становится более привлекательным для жизни, для жителей, для ведения бизнеса. Рост товарооборота у нас перекрывает даже инфляционный рост.
По сравнению со многими городами-миллионниками мы придерживаемся курса на увеличение качественных торговых площадей, услуги торговли и общественного питания в Тюмени предлагаются в более благоустроенных вариантах. Это очень важная тенденция для развития рынка.
ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ
— Порадовали ли продавцов новогодние праздники?
— Этот показатель еще не обработан. Но в оценке общих тенденцией важно учитывать не товарооборот в целом, а соотношение в нем продовольственной и промышленной группы товаров. Когда продовольственная доля начинает превышать 50% — можно говорить о наличии кризисных явлений. На сегодняшний день деление остается без изменений: промышленные товары составляют 53% от общей доли совершаемых покупок. Более дорогой или более дешевый товар при этом выбирают покупатели, мы учесть не можем. Этому посвящены специализированные маркетинговые исследования, которые обычно проводят сами продавцы. Многие операторы и ритейлеры, учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке, сами борются за цены и ценообразование, предлагая большой комплекс более дешевых услуг и товаров.
— По наблюдениям многих покупателей, в прошлом году торговля потеряла много своих привычных точек продаж. Это объективная или субъективная точка зрения?
— Движение хозяйствующих субъектов на рынке всегда было и будет. В существующих условиях, когда меняется покупательский спрос, меняется объем финансовых потоков, направленных на тот или иной ассортимент, происходит более активное перепрофилирование.
Экономисты говорят, что кризис — это каждый раз хорошо. Мы сбрасываем ненужное и даем возможность роста более сильному и перспективному. Каждый раз много говорят о сокращении рабочих мест, но цифры свидетельствуют об обратном. Так, во время кризиса 2008-2009 года в сфере общественного питания у нас потеряли работу всего 19 человек, а в сфере торговли — 391 рабочее место. При этом введено 1003 рабочих места и 30000 квадратных метров торговых площадей. Таков сухой остаток, хотя субъективно ситуация казалась очень напряженной и болезненной для многих. Пока не готовы статистические данные прошлого года, все только на уровне предположений и догадок. Зато мы хорошо помним о неоспоримом скачке товарооборота в 2014 году, завершившемся ажиотажным спросом четвертого квартала, например, по электробытовым приборам, бытовой технике, автомобилям. Наверное, впервые за прошедшую пятилетку российские автомобили были проданы все на корню еще на этапе поставки. Спрос говорил о том, что деньги у населения еще остаются. И этот потенциал перешел на 2015 год.
ЛОВИМ ПОКУПАТЕЛЯ СЕТЯМИ
— Сколько крупных ритейлеров планировали в прошлом году зайти в Тюмень и не отказались ли они от своих планов?
— Количество крупных операторов розничной торговли в прошлом году не выросло, осталось неизменным. Но они склонны расширяться, поэтому выросло число таких крупных торговых объектов. Например, сеть «Красное и белое» расширилась с 42 до 84 объектов.
Практически в два раза. Такие крупные операторы розничной торговли, как группа «О’Кей», продолжают готовить свои помещения к вводу, хотя в прошедшем году сбавили темпы ввода в эксплуатацию. Но, думаю, что в этом году они все упущенное наверстают.
И предела ввода торговых площадей нет, хотя, как известно, Тюмень уже опережает Москву и Санкт-Петербург по количеству торговых площадей на каждого жителя. Почему такого предела нет? Потому что Тюмень продолжает развиваться как промышленный центр, как наукоград, как туристический, образовательный центр. А это — большой трафик покупателей. Покупки в Тюмени совершают не только тюменцы, но и приезжие.
— Среди крупных торговых ритейлеров есть те, что созданы с участием иностранного капитала?
— Например, «Метро» и «Лента» имеют уставной капитал в Германии, «О’Кей» котируется на лондонской бирже, там выставлены и акции ЗАО «Тандер», владеющего сетью магазинов «Магнит», хотя уставной капитал у них чисто российский. Иностранного происхождения и капиталы, вложенные в развитие такой сети магазинов, как «Перекресток» и «Карусель». Но чем плохо присутствие иностранного капитала в сфере торговли? Это инвестиции, торговые площади, рабочие места для строительства, для обеспечения торговой деятельности, дополнительные налоги в бюджет. Часть таких предприятий переводит своих работников и регистрирует хозяйствующие субъекты на территории муниципалитета. Так, например, делает компания «Красное и белое», и все их налоговые поступления остаются в городе.
САМИ СЕБЕ ЗАМЕСТИТЕЛИ
— Актуальной в прошлом году стала и тема импортозамещения, насколько удачна, на ваш взгляд, ее реализация на тюменском рынке?
— Мы сохраняем список наших товаропроизводителей и улучшаем их экономическое положение. Но мы как не выращивали, например, мандарины, так и не выращиваем. Как не производили оливковое масло, так и не производим. Но появляются новые сорта картофеля, моркови. Начался проект, связанный с закупом яблок у дачников местной компанией-переработчиком. Появились новые мультифруктовые смеси (например, яблоки с черноплодной рябиной) для предприятий социальной сферы.
В целом общий объем производства местных сыров в прошлом году вырос на 46%. Увеличивается и ассортиментная линейка хлебобулочных изделий. Объем продаж местных товаропроизводителей в постоянно растущей доле товарооборота сохраняется и составляет 38-39 процентов.
Предприятия при растущем спросе на местную продукцию способны увеличить количество выпускаемой продукции. Анализ объема выпуска говорит о том, что мы подошли только к 50 процентам занятого оборудования и мощностей. Возможности наращивать производство есть. Но куда двигаться с этим товаром? В другие регионы. И параллельно предлагать новые ассортиментные линейки и новые технологии. Так, «Тюменьмолоко», например, сейчас осваивает технологию изготовления кисломолочной продукции с использованием термофильных грибков (подобная технология покупателям известна по рекламе «Активии» — И.Г.).
— Не появляются ли на полках ритейлеров товары из санкционного списка?
— За товарами из санкционного списка следят несколько структур. Все начинается с таможни. Но надо учитывать, что речь идет не о том, что все исчезнет сразу, а об ограничении движения товаров с определенной даты. Товары, которые поступили до этой даты, остаются в обороте. И часть товаров из санкционного списка до полугода еще присутствовала на наших полках, и это вводило покупателей в некоторое заблуждение. Хотя часть объемов этой ассортиментной линейки мы сразу потеряли. И в этом был свой плюс. Все заметили, что улучшилось положение дел в пищевой и перерабатывающей промышленности, произошел резкий всплеск бизнес-активности в аграрном секторе.
О ВЫСОКИХ СТАНДАРТАХ
— Но смогут ли наши производители обеспечить стабильное и высокое качество своей продукции?
— Прошлый год у нас прошел под флагом внедрения стандартов
ХАСП, которые предполагают выявление рискованных точек на производстве, которые дают возможные сбои в цепочке гарантированного качества. Внедрение стандартов ХАСП позволяет избежать этих рисков. Есть ли уже эффект от внедрения этих стандартов? Да. И это подтверждается тем фактом, что тюменцы уже не находят в готовой мясной, молочной, хлебобулочной продукции местных товаропроизводителей ни мышей, ни тараканов, ни другой «живности». Это огромный, просто колоссальный пласт просветительской, превентивной работы, которую мы ведем вместе с Роспотребнадзором. В этот комплекс стандартов включаются и требования к условиям производства, к организации этого процесса, к персоналу, к упаковке, маркировке продукции.
Думаю, что в ближайшие годы глобального взрыва объемов продукции местных товаропроизводителей не случится, но мы будем расти качественно. И эти внутренние качественные изменения — самое главное, что происходит сейчас с внутренним тюменским рынком.
— Насколько обоснованы тревоги некоторых предпринимателей, что внедрение системы ЕГАИС приведет к разорению мелких магазинчиков?
— Законодатель стремиться только к одному, чтобы предлагаемый товар был безопасным и качественным. Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) обеспечит движение легального, лицензионного алкоголя, чистого по производству и химическому составу. Не секрет, что на алкогольном рынке есть контрафактная продукция, которая производится в подпольных цехах. Но не всегда удается проконтролировать движение такой продукции до каждого прилавка. Сейчас система ЕГАИС введена только для оптовых поставщиков для каждой единицы товара. «Серый» бизнес выйдет на свет. Создадутся более комфортные условия для легальных продавцов. Затраты предпринимателей на внедрение этой системы невелики. По подсчетам «Росалкогольрегулирования», полный комплекс для каждого магазинчика составит не более 8000 рублей. А если хозяйствующий субъект один, а точек у него несколько, то сумма уменьшается примерно на треть. Розничные продавцы начнут работать по этой системе только с 1 июля 2016 года. Кроме того, алкоголь не является жизненно важным продуктом, отсутствие которого может привести к каким-то необратимым последствиям. Но все сделанные замечания собраны, обработаны и направлены в Москву. Так что процесс еще будет корректироваться. Главное, чтобы стороны слышали друг друга.
МЫ НЕ ПООЩРЯЕМ «СЕРЫХ» СХЕМ
— Считаете ли вы, что в нынешних условиях малому бизнесу надо сделать послабления?
— Надо сделать так, чтобы тот бизнес, который платит налоги, выплачивал заработную плату в легальной, белой схеме, трудился в более комфортных условиях. Чтобы этому бизнесу не создавал конкуренцию «серый» бизнес, который не гарантирует качества товара, не составляет налоговых деклараций, не заключает трудовых договоров с работниками, не делает отчислений в Пенсионный фонд. Мы не можем позволить себе поощрять «серые» схемы и не обладаем правом послабления.
Например, размещение стационарных торговых объектов оговорено в федеральных законах. Не мы эти нормы формулируем, мы их только суммируем, учитываем, исполняем. Изменить что-то может только законодатель. Все требования тут направлены, прежде всего, на безопасность всех участников процесса. Я не вижу необходимости их изменять. 90-е годы с их торговым хаосом и беспределом закончились.
— Ярким событием прошлого года
было появление в Тюмени фермерских магазинов. Как пошло их развитие?
— Тяжело. Им не удалось развернуться, как хотелось. Пока их в Тюмени открылось восемь: пять у «Сельского дворика» и три — у «Счастливого фермера».
Активней развивались сельскохозяйственные ярмарки, где предлагались фермерские продукты (суммарный оборот составил 60 млн рублей). Почему ярмарки оказалось организовать проще? Магазин требует от фермеров системной поставки, а фермер не может заключить договор на целый год. Маленькое фермерское хозяйство стабильности поставок гарантировать не может. Но процесс запущен, работа началась, развивается и электронная сеть поставки фермерских магазинов на дом. Фермеры постепенно нарабатывают опыт работы с покупательскими предпочтениями. Вопрос только в том, чтобы наладить эту деятельность в постоянном режиме.
— В Челябинске акция в поддержку местных товаропроизводителей называется «Поддержи наших». Не кажется ли вам, что это — более активный призыв, чем нейтральное «Покупаем тюменское»?
— У нас это не призыв, а наш тюменский бренд, который завоевал доверие покупателей. Нам удалось существенно расширить долю продукции местных товаропроизводителей: в общем товарообороте продовольственной группы она составляет около 35 млрд рублей.
Конечно, могут быть разные способы обращения внимания покупателей на продукцию местных товаропроизводителей. Могут быть масштабные программы, могут быть акции, предлагаемые отдельными магазинами. Кому что нравится. Главное — оказать содействие предприятиям в проведении презентаций и дегустаций товаров на рынках и торговых предприятиях. Мы ежегодно это делаем. Проводится и конкурс «Тюменская марка», направленный на популяризацию лучших предприятий. Но всегда есть к чему стремиться и над чем работать.
— Какие вы могли бы дать прогнозы на наступивший год? Это будет год выживания или развития?
— Год будет непростым. Мы будем не только выживать, но и развиваться, хотя изменятся многие привычные условия. Не будет привычного объема покупок, средний чек изменится. За каждый рубль надо будет бороться. Но товарооборот мы не потеряем. Чтобы потребитель совершал покупки, продавцу придется применять новые маркетинговые ходы, работать в тесном взаимодействии с товаропроизводителями. Главное в таких условиях — работать в режиме совместного поиска и диалога.
***
фото: Елена Еремина;Будни тюменской торговли.;Будни тюменской торговли.