Как женщины замолвили за себя слово
Драма «Суфражистка». Страна: Великобритания, Франция. Режиссер Сара Гаврон. В главных ролях: Кэри Маллиган, Хелена Бонэм Картер, Мэрил Стрип, Брендан Глисон и Бен Уишоу.
По сию пору не ясно, почему фильм «Суфражистка» не вышел в российский прокат. Казалось бы, на одних только поклонниках Хелены Бонэм Картер и Мэрил Стрип можно сколотить солидную кассу. Но эксперты-киноведы лишь скучающими голосами замечают, что у владельцев сетей кинотеатров, отбирающих к показу картины, «Суфражистка» восторга не вызвала. Многие зрители, не знающие английского, потеряли надежду с ним ознакомиться. Однако фильм на русском все-таки появился в Интернете! Перевод многоголосый и довольно качественный. А вот ответа на вопрос: «Кто его сделал?» найти не удалось.
Не иначе как современные феминистки устранили несправедливость, лишившую россиян удовольствия видеть и понимать эту глубокую, атмосферную историческую драму.
Кино очень красиво снято. Визуальный ряд и костюмы не оставят равнодушными. Вообще, британцы в очередной раз доказали, как мастерски они умеют погружать в атмосферу времени, в котором происходит действо. Многие сцены снимались на улицах Лондона, а ощущения современного города нет и в помине. Быт и нравы изображены хоть и с достоинством, но без лишних прикрас.
Игра 25-летней Кэри Маллиган, хорошо известной на родине, в Британии, но мало кому знакомой у нас. Разве что фанаты сериала «Доктор Кто» опознают в ней Салли Спэрроу из серии «Не моргай». Героиня в ее исполнении вызывает сочувствие. Но и гордость вызывает тоже.
Хелена Бонэм Картер и Мэрил Стрип — на вторых-третьих планах, каждая именно на том месте, которое указала режиссер. Жаль, конечно, что любимиц публики в фильме так мало, но, будучи знаменитой актрисой, так тонко соблюсти грань и не лезть впереди молодой коллеги — это тоже нужно уметь.
Картина основана на реальных событиях. Это не значит, что описывается судьба конкретной женщины, жившей в XIX веке. Но исследования социологов показывают, что таких, как героиня фильма Мод (Кэри Маллиган), было в то время множество. И не только в Англии. Так что собирательный образ очень близок к реальному положению дел.
А именно — Мод жила обычной для того времени жизнью: в шесть лет начала работать — гладить воротники и манжеты мужских сорочек в прачечной, с 12-ти лет перешла на полный рабочий день наравне со взрослыми женщинами. Подростком подвергалась домогательствам со стороны начальника. Вышла замуж, родила сына, и к изматывающей работе добавились домашние хлопоты, так же полностью легшие на ее плечи.
Борьба за избирательное право для женщин — одно из важнейших явлений в истории Великобритании начала XX века — служит отличным фоном для трагичной судьбы Мод. Муж просто выгоняет жену из дома. Запрещает ей видеться с сыном, мотивируя это тем, что по закону только он вправе решать, что для мальчика лучше. Но не прожив с ребенком и пары месяцев, отдает его на усыновление посторонней паре, ведь «не могу же я сам за ним ухаживать!» Но чем сильнее гнет Мод судьба, тем очевидней для нее царящая несправедливость и необходимость перемен.
Фильм не оставляет гнетущего впечатления беспросветности. Сара Гаврон умудряется подчеркнуть крохи того светлого и доброго, что встречается на пути героини. И, конечно, дает зрителям ощутить то чувство общности, которое связало суфражисток и позволило им добиться своего.
***
фото: