Снега бывает много. И работы— тоже
За 10 праздничных дней на площадки временного складирования вывезено более 176 тысяч кубометров снега.
Череда снежных залпов обрушилась в новогодние дни на центральную часть России. В Белгородской области сила удара стихии была настолько мощной и неожиданной, что на помощь людям, попавшим в буран, не смогли вовремя прийти даже службы МЧС. Может ли подобное случиться в нашем регионе? И готовы ли к такому наши службы?
ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ
«Залповые» зимние ЧП более характерны для степных районов, хотя от подобных подарков природы не застрахован и наш климатический пояс. Помните, как в ноябре 2014 года мы попали под такой снежный артобстрел? Тогда за день выпала полуторамесячная норма снега. И в прошлом году мы ходили по краю.
Снегом завалило Челябинскую, Пермскую, Омскую области… Тучи кружили вокруг да около, но минули нас. Но даже если бы нас эта волна накрыла, то готовность к ней была бы выше, чем два года назад. Урок пошел впрок, выводы были сделаны. Они затронули организацию вывозки снега как с улично-дорожной сети, так и с дворовых территорий, размещение площадок временного складирования, систему контроля за работой снегоуборочной техники.
Кстати, расхожее мнение, что раньше было лучше, опровергают те, кто живет в городе не один десяток лет. Старожилы помнят, что в советские времена термина «вывоз снега» не существовало. Его сгребали с дорог и увозили недалеко — на берег Туры в районе улицы Кирова.
Величина той площадки и ее возможности были несопоставимы с нынешними масштабами. Обычным делом были и бело-рыжие снежные валы, которые загораживали пешеходам доступ к подъезжающим автобусам. Перебраться через эти препятствия было непросто. Произошло даже несколько несчастных случаев, когда пожилые люди, соскальзывая, попадали под колеса автобусов. Подобное теперь кажется дикостью.
Повод для критики всегда можно найти. Сложнее заметить и оценить, что, живя в Сибири, мы в самый разгар зимы ездим и ходим практически по голому асфальту. Годах в 70-х, например, снежный накат на тротуарах был толщиной не в один десяток сантиметров.
СТАЛО МЕНЬШЕ, НО ЛУЧШЕ
Так называемых снежных полигонов в черте города расположено три: в районе Бабарынки, Ворониной и озера Песьяное. Два года назад точек приема было больше.
По требованиям горожан, по экологическим и другим соображениям пришлось закрыть площадки возле деревни Букино, Казарово, Патрушево, рядом с ТЭЦ-2, на Велижанском тракте. В одних случаях «плечо» вывоза было слишком большим, неудобным для возчиков, в других — жителям коттеджных поселков и дачникам не нравилось такое соседство.
Вместо нескольких небольших площадок с единственным пунктом приема появился крупный муниципальный полигон предприятия « Тюменьгормост» в северной части города в районе озера Песьяное. Его площадь более 27 гектаров, здесь расположено сразу шесть пунктов приема, за каждым из которых закреплено несколько подрядных организаций.
Каждый день на снежные полигоны вывозится около 20 тысяч кубометров снега. Здесь каждый день разгружается около тысячи «камазов». Периодичность их движения зависит от времени суток, и ночью, конечно, выше. Но даже днем вереница машин с надписью «снег» на лобовом стекле кажется нескончаемой. Еще не скрылась из виду одна, на горизонте — уже другая.
Для удобства движения тяжелой техники к новому полигону проложили дорогу (в щебеночном варианте). Местами высота дорожной насыпи составляет до пяти метров, а ширина ее достаточна для того, чтобы разъехаться двум грузовикам. «Однопутка» создавала бы на этой оживленной рабочей трассе пробки.
Комфортные условия работы созданы и диспетчерам, которые круглосуточно, без выходных и праздников, дежурят в пунктах приема на полигоне. Вагончики установили «двухкомнатные» -есть рабочая зона и место для отдыха сменщика. Впрочем, даже ночью тут не отдохнуть.
— У нас интенсивность движения ничуть не меньше, чем на улице Республики, — шутят диспетчеры предприятия «Перестройка».
Например, в ночь с 5 на 6 января, когда в Тюмени выпала полуторамесячная норма осадков, только на этом пункте полигона приняли более 2500 кубометров снега. Ударно работали и 8-9 января: показатели зашкаливали за две тысячи кубометров в ночную смену. А снежные терриконы выросли такие, что полигон стал похож на карьер, на дне которого суетится большегрузная техника.
НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ — НЕ СКРОЕШЬСЯ
Чтобы повысить качество уборки улиц, в конце прошлого года в тестовом режиме запустили программу автоматизации процессов текущего содержания улично-дорожной сети. Теперь вся техника, которая задействована в этом сложном процессе, оснащена оборудованием системы ГЛОНАСС. И любое передвижение можно отследить в режиме реального времени. Эти данные сделали открытыми: через портал «Тюмень — наш дом» с ними может ознакомиться любой горожанин. По словам Максима Афанасьева, заместителя главы администрации города, это — только первый этап новой системы контроля, которая позволит обеспечить мониторинг за выходом техники.
Следующий — доработка этого программного продукта, в результате можно отследить не просто общее количество техники на карте, но и нормативное ее количество на каждом маршруте. Такая открытость, считает Максим Викторович, должна дисциплинировать подрядчиков, и сделает более прозрачной использование бюджетных средств. Ведь у каждого убранного с улиц города кубометра снега есть своя цена. В прошлом году она примерно равнялась стоимости двух буханок белого хлеба.
***
фото: Кузов одного «камаза» вмещает до 20 кубометров снега, и каждая такая машина выполняет 5-6 груженых под завязку рейсов ежедневно;Бульдозерст на снежном полигоне — главное действующее лицо, от него зависит порядок на снежной площадке.