Как краевед – краеведу…
1 декабря автору книг о Тюмени и ее окрестностях Александру Стефановичу Иваненко исполняется 70 лет. В связи с юбилеем известного краеведа с ним, по предложению редакции, встретился другой, не менее известный, краевед АЛЕКСАНДР ПЕТРУШИН.
А.П. Из 70 лет Вашей жизни Тюмени отдано…
А.И. 47: в Тюмень приехал 1 августа 1961 года.
А.П. Вы родились и выросли… А.И. На Брянщине: Сурожский район – крайний перед Белоруссией. Проживал, как отмечалось в анкетах, на оккупированной территории. Отца призвали в Красную армию в 1938-м, но через год комиссовали из-за открытой формы туберкулеза. Немцы его не тронули, но после освобождения наших мест военкомат отправил его, несмотря на болезнь, в войска связи. В марте 1944-го он попал под бомбежку на Березине, был смертельно ранен, похоронен в братской могиле в Светлогорском районе Гомельской области.
А.П. Не тянет на родину или в другие края?
А.И. Навещал родню в 1974-м. Другие места мне не интересны – считаю себя тюменцем.
А.П. Вы – профессор сельхозакадемии, доктор сельскохозяйственных наук, и вдруг – краевед. Не коробит это звание? Кое-кто его стесняется. К тому же фундаментальная историческая наука порою пренебрежительна к краеведению.
А.И. Изучать свой край можно с любой профессиональной базы. Начинал с особенностей земледелия окрестностей Тюмени, потом круг интересов расширился. В отличие от историков краеведы предпочитают другие методы познания: собственные наблюдения, встречи с очевидцами событий, проверки слухов, легенд, сказаний. Их выводы и заключения, как правило, субъективны, противоречивы, спорны. Но в этой независимости и есть вся прелесть краеведения.
А.П. Не случайно краеведение испытало свой расцвет в 20-е годы XX-го века (достаточно вспомнить издававшийся в Тобольске журнал «Наш край»). Но уже в 1934 году общества краеведов разогнали, а принципиальных исследователей природы, истории и культуры края репрессировали. Чем безобидные натуралисты и ценители народных преданий были опасны тоталитарному коммунистическому режиму?
А.И. Своей въедливостью, настырностью и независимостью от официально утвержденной оценки исторического прошлого. Краеведы не считали всех крепких крестьян мироедами, а тюменских купцов – эксплуататорами, потому что знали, на чьи средства построены здания, которые и сегодня являются украшением города (достаточно назвать визитную карточку Тюмени – здание бывшего коммерческого училища – инженерно-строительного университета). А местные ботаники своими коллекциями бабочек и гербариями опровергали плакатный лозунг Мичурина, что природа – не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Нахозяйничали за 90 лет!
А.П. Краеведение возродилось в 1956-м после XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина и его последствия. Через год был издан первый путеводитель по Тюмени, составленный Порфирием Засекиным. В 1961-м появилась брошюра Артема Гамбарова и Павла Рощевского «375 лет Тюмени». Каков Ваш вклад в изучение истории областного центра?
А.И. Это книги: «Вокруг Тюмени» (1981), «Путеводитель по Тюменской области» (1984), «Окрестности Тюмени» (1988). С 1995-го я стал писать очерки о Тюмени, которые сложились в «Прогулки по Тюмени» (1996), «Четыре века о Тюмени» (2006) и «Новые прогулки по Тюмени» (2008). К 400-летию тюменской пашни издана монография «Четыре века тюменского поля» (1990).
85-й годовщине образования Тюменского района посвящена новая книга «Тюменский – Столичный район». Ее презентация пройдет в этот понедельник в Тюмени на юбилейном районном собрании.
А.П. Почти во всех школах Тюмени отказались от краеведения как самостоятельной учебной дисциплины. Считается, что краеведение на уроках истории надо преподавать в контексте событий мировой и отечественной истории. Например, 2-я половина XIX-го века: в Лондоне закончено строительство метро, в России отменено крепостное право, в Тюмени…
А.И. … улицам стали давать названия.
А.П. Я пропою куплет песни. Угадайте, какой это город?
Улица Курковая, Улица Штыковая, И Пороховая, И Патронная… Дульная, Бронная, Арсенальная… Улица любая – оборонная! А.И. Это Тула. Город-герой! А.П. У тюменских улиц есть своя неповторимость?
А.И. Если для рифмы, то песня из известного послевоенного кинофильма «Сказание о земле Сибирской»:
Если будете в Тюмени,
Заезжайте к нам в колхоз,
Мы бы загодя пельмени
Положили на мороз…
Но до 1917 года здесь называли улицы из двух представлений: бог и благодетель. От них Спасская, Ильинская, Успенская, Никольская, Всехсвятская, Царская, Подаруевская, Жернаковская, Колмаковская, Воиновская, Трусовская… В 1922 году этим улицам дали имена святых и покровителей.
А.П. Сейчас много говорят о развитии туризма. Как Вы оцениваете туристические ресурсы края? Чем и как можно заманить к нам туристов – внешних и внутренних?
А.И. Здесь много интересного, неповторимого и уникального: события, люди, явления природы, культура, промыслы, быт… Важно все это подать необычно, «с изюминкой»… Турист не будет загружать свой багаж дорогими и тяжелыми фотокнигами (в них одни и те же фотографии) и скучными научными публикациями. А легкую занимательную краеведческую литературу купит с удовольствием. Но я являюсь противником развития туризма на брендах Распутина и Николая II. В истории нашего края достаточно других более достойных имен: Ершов, Алябьев, Менделеев, Никитин…
А.П. Вы один из немногих краеведов, кто продолжает традиции тюменских натуралистов – вести ежедневные наблюдения за погодой. Сознайтесь, нынешняя затянувшаяся теплая осень, это – подарок природы к Вашему юбилею?
А.И. Непрерывный температурный контроль в Тюмени ведется с 1884 года. 30-40-50-е годы 20-го века – череда колебаний: холодно – горячо! Самые морозные зимы: 1968 и 1972 годы. Потом поступательное повышение температуры и увеличение осадков. Значит – будем жить!
От редакции. «Тюменский курьер» сердечно поздравляет Александра Стефановича, многолетнего сотрудника газеты, с юбилеем и желает ему долголетия – человеческого и творческого.
***
фото: