X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Масло масляное

… Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени… Хорошо!

А если, к примеру, пройти по Горпищекомбинатовской? Такая улица в нашем городе есть. Правда, по обеим ее сторонам все больше заборы со спиралью Бруно наверху. И название неказистое. Но – берегут его, это неуклюжее словцо.

Впрочем, есть в городе нашем кому блюсти благозвучие наименований уличной сети. Это комиссия по топонимике. Старается. Дает рекомендации. Что же касается ее продукции, которая как бы обретает силу закона для нас с вами, – тут есть над чем подумать.

Недавно на бывшем Ткацком проезде появились новые таблички. Теперь здесь – улица Ткацкий проезд. Маленько, правда, непонятно: с одной стороны, вроде бы, проезд. С другой, он же – улица.

Велик и могуч русский язык. Но еще более велики и могучи пользователи им. Без толковых словарей не разберешься.

А все-таки, что означают: улица, переулок, заулок, тупик, проезд, тракт, шоссе, бульвар?

Словарь (С. Ожегова и Н. Шведовой, издание 4, дополненное) скажет, что, в принципе, это понятия близкие, даже однотипные. Хотя у каждого есть своя особенность. Переулок – небольшой и узкий. Тупик – не имеет сквозного проезда. Проезд – соединяет две параллельные улицы. Тракт – путь следования, наезженная дорога. Шоссе – обязательно с твердым покрытием. Но все они, повторю, родственники и у каждой – свое имя и специальность.

Кстати, за океаном тоже на буквах не экономят: «с востока на запад идут авеню, с юга на север – стриты». А еще есть roads. И заимствованный у французов boulevard. Все они, как и у нас, улицы. Слева и справа – дома. Между ними – пешеходы и машины.

Но нигде и никогда не встречал я изобретения, освященного высоким мнением тюменской комиссии по топонимике. Чтобы улица называлась Проездом. Или – Трактом. Да мало ли успели благословить наши топонимисты с тех пор как получили хоть рекомендательную, но – власть.

Вот один из шедевров – название остановки между пятым и шестым микрорайонами «Сквер Березовая роща». Сквер, роща, то и то – куча деревьев в городе. Нельзя было выбрать что-то одно? Сквер Березовый? Замечательно. Березовая роща – ничуть не хуже. Нет, обязательно надо закрутить почуднее. Не как у других. Есть в Москве обычная улица. Называется – шоссе Энтузиастов. Есть в Хабаровске Амурский бульвар. И никого это не колышет. Может, там нет комиссии по топонимике?

Отчего бы не приложить старания к чему-нибудь по-настоящему полезному. Например, разобраться с двумя почти неотличимыми на слух улицами – Республики и Республиканец (эта осталась от названия бывшего заводика)? Или – хотя бы сократить «число элементов улично-дорожной сети», названных в честь первого космонавта? Их в Тюмени, по разным сведениям – от трех до пяти. И Полевых без числа, что естественно для «бывшей столицы деревень».

А в конце прошлого года у комиссии были «большие крестины». Дарованы имена сразу 39 безымянным элементам, «расположенным на территории коттеджной застройки в районе села Комарово» (как вы знаете, это тоже – город Тюмень). Посочувствуйте членам комиссии – это же столько творческой работы!

Может, работа и была, но насчет творчества я бы остерегся говорить. Из 39 новорожденных троим дали имя проезд Теремной, соответственно – первый, второй и третий. Четырем – Престольный, тоже с номерами. По пяти проездов получили имена Земской и Посадский. Слободских стало шесть. А Губернских – целых восемь. То-то возрадуются почтальоны.

Между тем, вниманием потомков обойдено столько знаменитых и славных земляков. Воинов. Строителей. Первопроходцев. Учителей. Ученых. Инженеров.

Один пример. Соратники Дмитрия Ивановича Коротчаева, Героя труда, транспортного строителя, возглавлявшего сооружение железной дороги Тюмень-Тобольск-СургутУренгой, который год добиваются, чтобы именем его назвать улицу в городе, теперь ставшем крупным транспортным узлом. Нет, отвечают им, еще срок не вышел. А умер Дмитрий Иванович в 1981 году и когда его хоронили из ДК железнодорожников, пришедшие проститься запрудили всю улицу Первомайскую.

Но – срок не вышел. А когда выйдет? Когда не останется никого, кто будет помнить великого строителя?

В общем, странно это все и непонятно. Попытался я выяснить, отчего вдруг тракты стали улицами? Объясняют: в каких-то там старых бумагах так записано и теперь проблемы с оформлением разных справок. Может быть, изменить или отменить вовсе старые бумаги? Хлопотно. Лучше поменяем улицы.

Вот так всегда – бумажку переписать нельзя, а над языком надругаться и смешить всякого грамотного человека – можно.

Скажет читатель: кризис у ворот, а ты другой темы не нашел!

Кризис пришел, кризис уйдет. А язык жалко – он сделал нас людьми и дан нам, чтобы говорить с Вечностью.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта