Николай Карнаухов: «Мы готовы к любому развитию событий»
Мировой финансовый кризис, падение цен на нефть, угроза нового дефолта – каждый день только об этом и говорят с экранов телевизоров, по радио, пишут в газетах и в Интернете.
Пока большинство тюменцев не ощутило на себе негативных перемен, но чего ждать от будущего? Неужели придется в очередной раз затянуть пояса? С этими вопросами я обратилась к заместителю председателя комиссии областной Думы по бюджету, налогам и финансам, ректору Тюменского нефтегазового университета, профессору Николаю Карнаухову.
– Бюджет 2008 года у нас утвержден, корректировка, несмотря на кризис, прошла в положительную сторону. Это говорит о том, что кризис пока бюджетную сферу существенно не затронул. Конечно, идет сокращение поступления средств, но бюджет 2008 года был спланирован с профицитом, так что нам удастся завершить запланированные проекты. Формируя бюджет 2009 года, мы учли падение стоимости нефти. Есть проекты бюджетов и на 2010-2011 годы, причем, составленные с учетом разных вариантов развития экономической ситуации.
По-прежнему, бюджеты спланированы как социально-направленные. По-прежнему, мы делаем основной упор на решение проблем человека. Даже пессимистический бюджет предусматривает меры, которые помогут в меньшей степени затронуть социальную защищенность населения.
Важно, что, несмотря на кризис, правительство не впадает в панику, а быстро и эффективно принимает меры. Посмотрите, кризис еще не успел войти в решающую фазу, а лидеры 20 ведущих держав мира уже сели за стол переговоров и выработали план совместных действий. Это вселяет надежду. У нас правительство на месте, грамотное, принимает взвешенные решения. Мы, ученые, считаем их адекватными, правильными. И это редкий случай, когда правительство принимает меры, которые вызывают одобрение интеллигенции, ведь интеллигенция – всегда критически настроена по отношению к власти.
– Николай Николаевич, жителей нашего нефтегазового региона особенно волнует резкое снижение стоимости нефти. Как это отразится на бюджете области, учитывая, что нефтяные налоги составляют существенную часть областной казны?
– При проектировании бюджета предусматриваются две его составляющие: бюджет поддержания – средства, заложенные на поддержание всей инфраструктуры, и бюджет развития, рассчитанный на новые проекты. Так что, если завтра бюджет резко сократится, мы сможем отказаться от каких-то новых проектов и сконцентрироваться только на завершении начатых.
Могу сказать, что в правительстве области не было эйфории от роста цены на нефть, даже когда она зашкаливала за 150 долларов за баррель. Губернатор еще несколько лет назад говорил: этот мыльный пузырь лопнет. Когда правительству предлагали увеличить расходную часть бюджета, оно упиралось как кошка, четырьмя лапами. И это происходило каждый год. В какой-то момент даже я перестал верить, что цены на нефть упадут. Но ведь упали! И они молодцы, что держали это. А все сверхдоходы, что образовывались, мы распределяли в бюджете развития. Сама эта позиция означала осторожное движение. Так что могу с уверенностью сказать, что даже если цена на нефть продолжит падение, мы все равно будем жить и жить неплохо. За счет других доходов в бюджет.
– Из ваших слов можно сделать вывод, что наш регион может прожить и без нефти?
– Конечно, нефть и газ в настоящее время приносят в бюджет значительную часть доходов. Но ведь главное, грамотно их распределять. Власти Тюменской области не стали создавать различные накопительные фонды из сверхдоходов, как это делали другие территории, а вкладывали деньги в развитие производств, укрепление инфраструктуры. У нас за это время введен в действие завод безалкогольных напитков, началось строительство металлургического комбината.
Работает моторостроительное объединение, заводы по изготовлению газоаппаратов и производству полиэтиленовых труб, сварочных электродов. Вложены средства в освоение уватских месторождений, пять лет назад мы добывали там только 300 тысяч тонн нефти, а сегодня – полтора миллиона тонн. Реализовано много других проектов.
Что значит одна трасса Тюмень – Ханты-Мансийск, связавшая северные территории области с большой землей? Такие дороги по праву можно назвать дорогами жизни. Сейчас заканчивается строительство объездной дороги вокруг Тюмени, построены мосты. А самое главное, у нас действительно появилось среднее предпринимательство. Мы создали закон о личном подсобном хозяйстве, позволивший человеку зарабатывать деньги, просто держа корову, выращивая картофель, продавая молоко, мясо, овощи. Мы вкладывали средства в развитие сельского хозяйства, и это дало результаты. Потому что промышленная безопасность важна, но продовольственная еще важнее. Конечно, еще бы два-три года нормального развития, и мы бы вообще создали уникальную структуру.
– Самыми уязвимыми при любых кризисах оказываются малообеспеченные слои населения, работники бюджетной сферы. Вы сказали, что бюджет будущего года – социально направленный. Что будет с образованием, здравоохранением, культурой?
– За последние годы нам удалось навести порядок в здравоохранении. Были вложены большие средства из бюджета, и хотя там еще далеко не все идеально, но перемены существенные. Приобретено самое современное диагностическое оборудование для кардиоцентра, онкологического диспансера. Строится новый диагностический центр, ремонтируются клиники. Изменилось положение и в сфере образования. Сейчас в Тюмени осталось лишь несколько проблемных школ, но и в них ощущаются перемены. Строятся новые школы, отремонтировано большинство старых. То же с объектами культуры: после реконструкции введены в строй филармония, дворец детского творчества «Пионер», ведутся работы в ДК «Нефтяник», построен новый театр драмы. Конечно, эти сферы всегда будут требовать внимания, но теперь уже деньги нужны, в основном, на поддержание их нормальной жизнедеятельности. А это не капитальные затраты, их всегда можно найти, при любом кризисе.
– Я понимаю, что Дума – коллегиальный орган, но, если бы решение зависело от вас одного, какой закон был бы принят в первую очередь, какую проблему на данный момент вы считаете самой насущной?
– Я бы принял закон об обеспечении жильем врачей и учителей. Это две важнейшие сферы нашей жизни. Нужны специалисты самого высокого уровня, чтобы воспитывать и учить наших детей, растить их здоровыми. Пусть даже эти специалисты будут не самыми высокооплачиваемыми, но они должны иметь нормальные условия для жизни. Полностью выкладываясь на работе, знать, что придут вечером в уютный дом, где настоящий семейный очаг.
Нам удалось в этом году добиться выделения средств из бюджета на строительство служебного жилья для муниципальных служащих. Пока это слишком маленькая сумма, чтобы решить проблему кардинально, но начало положено. А будет жилье, удастся привлечь на работу хороших специалистов. Укрепив образование и здравоохранение, мы сможем решить самые серьезные государственные задачи.
***
фото: Николай Карнаухов