Бюджетное сосуществование
23 ноября в Тюмени прошли публичные слушания по проекту бюджета города на 2009 год и плановый период до 2011 года.
Больше ста горожан (регистрацию прекратили в 10.00 на цифре 107, но люди подходили и позже) в этот день решили променять беззаботные радости выходного дня на заботу о перспективах формирования бюджета. Если добавить к «вольным слушателям» тех, кто по долгу службы обязан был присутствовать, то общее число собравшихся в малом зале городской Думы, где проходили слушания, явно перевалило за 150.
Зал, действительно, стал малым, поскольку стационарных мест хватило не всем. Кто-то позаимствовал стулья в холле и организовал себе посадочное место в проходе (среди них угадывались и руководители подразделений администрации, только одетые «не по форме», а как на встрече без галстуков), кто-то стоял, а некоторые устроились на приступочке у входной двери. Аншлаг был достоин статуса события, которое обычно происходит не чаще одного раза в год.
Согласно регламенту, в первой части, которая занимает обычно больше половины отведенного времени, зачитывают официальные доклады, а во второй – выступают записавшиеся с выступлениями и вопросами. И если в первой половине ждать особых откровений и неожиданностей не приходится, то во второй возможно все.
Слушания начались с доклада заместителя главы администрации города Алексея Орлова. Он отметил, что особое внимание в этом проекте бюджета, сформированного на перспективу, будет, несмотря на все трудности, уделено социальной области. Например, в 2009-м планируется увеличить зарплату бюджетников на 23%, продолжить капитальный ремонт жилых домов и общежитий, объектов инженерной инфраструктуры. Город берет на себя такие социальные обязательства, хотя пока никто, даже самые признанные аналитики, не смогут предсказать ни сроки, ни последствия финансового кризиса, ни то, каким крылом он заденет Тюмень и Тюменскую область.
«Глядя реальности в глаза», город, по словам Алексея Орлова, моделирует несколько вариантов развития бюджетных событий. Но в каждом из них неприкосновенными должны остаться выплата зарплат, социальных пособий и поддержка реального сектора экономики. Успокаивает то, что последние шесть лет городской бюджет жил самодостаточно и не был обременен погашением муниципального долга. Правда, в следующем году муниципальный долг все-таки прогнозируется. По оценке департамента финансов, он может возрасти до 200 миллионов рублей, но эта цифра не превысит и одного процента от общего объема доходов (23 859 139 тысяч рублей) и расходов (24 999 577 тысяч рублей) городского бюджета.
Доходные показатели бюджета2009 в основном зависимы от поступлений из трех основных источников: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и безвозмездных поступлений из областного бюджета. Хотя Светлана Черепанова, директор департамента финансов, назвала зависимость доходной базы бюджета от налоговых источников «опосредованной».
У расходной части бюджета другие зависимости. При ее формировании за основу берутся показатели предыдущего года, рост индекса потребительских цен (он прогнозируется на уровне 8,4%), повышение (на 22%) цен на коммунальные услуги. В целом на будущий год был запланирован рост текущих расходов на 121% и капитальных – на 239%, в том числе в 3,7 раза больше вложений в дорожное хозяйство.
Но это «оптимистический» прогноз. Думая о лучшем, но готовясь к худшему, в департаменте финансов говорят о «возможностях маневрирования за счет сокращения капитальных расходов». Кроме того, считает Светлана Черепанова, основная доля потерь от финансового кризиса ляжет на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации, а муниципальные бюджеты от мирового влияния больше защищены.
Свое видение развития ситуации далее представили директора департаментов. Сергей Ярцев, руководитель управления по здравоохранению, отметил, что в будущем году на тюменскую медицину будет направлено 339 миллионов рублей, из них 138 – на капитальные ремонты, 84 – на текущее содержание объектов, 65 – на оплату коммунальных услуг и девять миллионов рублей – на приобретение оборудования.
Павел Креков, начальник управления по образованию, сообщил, что финансирование отрасли в будущем году составит более 3,5 миллиарда рублей, из них 1,2 миллиарда направят на капитальный ремонт и 1,3 миллиарда – на дошкольное образование. Увеличится рост субвенций на организацию школьного питания, снизится доля родительской платы за детский сад.
Светлана Иванова, начальник управления по спорту и молодежной политике, отметила, что почти на треть планируется увеличить финансирование подведомственной ей отрасли, при этом приоритетным направлением развития физкультуры и спорта в следующем году объявлено обучение игре в шахматы. Юрий Бедель, начальник управления по культуре, рассказал о повышении на четверть финансирования раздела «культура».
Единственному докладчику, который порадовал утомленных за час слушателей живым общением, а не чтением по бумажке – директору департамента ЖКХ Геннадию Звереву досталась самая критикуемая тема – жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы на эту отрасль планировалось также увеличить на 16% – то есть почти до 2 миллиардов рублей, причем большую часть – 884 миллиона – направить на жилищное хозяйство. В частности, почти в шесть раз увеличится сумма финансирования, направленная на ремонт домов, избравших способ управления, в два раза больше направят средств на ремонт квартир ветеранов Великой Отечественной войны. Только сфера эта настолько многопроблемная, что какие цифры ни называй – все равно недостаточно.
Терпеливо выждав больше часа, горожане, наконец, получили право высказывать свою точку зрения и задавать свои вопросы. Виктор Егоров, например, отметил, что плохо контролируется расходование средств, выделенных на дорожное строительство. Альбина Селезнева, выступившая не как депутат, а как председатель совета ТОС микрорайона Тура, предложила сэкономить на нерациональном ремонте дорог, финансировании физкультурно-оздоровительного центра и направить «миллионов 10» на разработку проектно-сметной документации для строительства Дома культуры на Лесобазе. Александр Устюжанинов, председатель совета ветеранов 4-го микрорайона, хлопочет о строительстве общественной бани и спортивного городка на территории 60-й школы. Игорь Зыков, житель 6-го микрорайона, – о строительстве ДК или молодежного центра. Тамару Минакову беспокоит судьба поселка Рощино и его жителей, Юлию Юргашеву – организация досуга в 3м микрорайоне, Надежду Сагитову – строительство детского сада или яслей в 6-м микрорайоне.
Еще пять вопросов передали директорам департаментов в письменном виде: о сокращении очередей в поликлиниках, о строительстве водопровода в поселке Березняки, о продлении движения автобусного маршрута N 30, о повышении зарплат врачам и даже «об основных направлениях повышения налогооблагаемой базы».
По словам большинства выступавших, данными им ответами они удовлетворены, считают, что пришли на слушания не зря. Ответы на вопросы горожан, действительно, были корректными, компетентными, хотя и не всегда обнадеживающими.
Вот только поменялось ли хоть что-нибудь от этих вопросов и предложений в проекте бюджета? Ответ отчасти должна 25 ноября дать постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам, которая через два дня после публичных слушаний рассмотрит вопрос о принятых рекомендациях. Одно можно сказать уже сегодня – слушания прошли мирно и по плану.