Даешь работу!
Кризис, благополучно спустившись в реальный сектор экономики, продолжает путешествовать по стране. Какие же изменения он принес на рынок труда?
Тюменский городской Центр занятости населения – первый детектор, по которому можно судить об этом. С раннего утра сюда стекаются совершенно разные люди, выстраиваются в очереди у кабинетов. Основная масса ищущих работу – люди среднего возраста. Большая часть из них не становится на учет, а лишь получает в диспетчерской службе выписку вакансий по своим запросам. Ежедневно их приходит в Центр занятости 200-300 человек. Так, за октябрь службой занятости зарегистрировано 1290 чел., обратившихся за информацией, что почти на 400 человек больше, чем в сентябре. По мнению директора Центра Вадима Самсонова, это лишь сезонное явление, и не говорит о тенденции обвальных увольнений, связанных с кризисом.
Вадим Самсонов рассказал и о динамике кадрового рынка:
– Две недели назад в нашей базе было 22 тыс. вакансий, в их общем потоке до 35% составляли профессии строительной сферы. Требовалось много и узких специалистов, например, машинистов крана и подсобных рабочих, штукатуров, каменщиков. Теперь у нас осталось 19 тыс. вакансий; видимо, работодатели сокращают число работников и три тысячи вакансий отозвали. Еще на совещании нашего департамента с Союзом строителей в эту среду прозвучала мысль, что набор фактически никто уже не ведет. Совещание принесло один вывод: надо обмениваться информацией. К тому же есть закон, по которому работодатели должны нас ежемесячно информировать, какие есть у них вакансии (это не все выполняют). Кроме того, мы попросили их заполнить анкеты: сколько работников они планируют сократить, отправить в вынужденные отпуска, перевести на сокращенную неделю. Правда, многие из них сами еще не сориентировались, что делать. Пока они настроены на сохранение потенциала работников. А значит – сокращение рабочей недели, рабочих дней, использование вынужденных отпусков, что уже происходит повсеместно. Работников пока вышвыривать никто не собирается, но тяжело будет всем…
… И все-таки «вышвырнули». Пожилых и инвалидов.
Рассказывает Нина Ильинична, бухгалтер, 52 года:
– Встаю на учет уже четвертый раз. Устала от отказов, всегда говорят: «Вы нам не подходите». Понятно, что отказывают из-за возраста. В последнее время работала продавцом на рынке, без оформления документов. На жизнь же зарабатывать как-то надо.
Лидия Васильевна, пенсионерка: – Ищу работу. Работала кладовщиком, чертежником, поваром. Сейчас пытаюсь найти работу хотя бы сторожа или вахтера. Пенсии не хватает, все очень дорожает…
Анатолий Иванович, инженерстроитель, 44 года:
– Месяц назад меня попросили уволиться по собственному желанию. Уволился, а теперь не могу устроиться. У меня инвалидность второй группы, а теперь еще и кризис этот… Везде отказывают. Хорошо, что дети уже взрослые, способны зарабатывать сами…
Характерно: многих попавших под сокращение прямо вынуждают написать заявление об уходе «по собственному желанию». Причина проста: работодатель по закону должен выплачивать работнику компенсацию, чего никто делать не хочет. По словам Вадима Самсонова, сказывается низкая правовая культура населения:
– Если в США или Европе давно в порядке вещей, что работник готов отстаивать свои права, и работодатели нормально к этому относятся. А у нас – некоторые хозяева угрожают увольнением по статье за несоответствие занимаемой должности, и работник верит. Он боится, увольняется «по собственному». А бояться не надо: практически все те, кого уволили по статье «несоответствие», смогли доказать неправомерность этого решения в судебном порядке.
Итак, что же сейчас происходит с рынком труда? Если говорить о строительной отрасли, которая страдает от кризиса так же, как и весь сектор производства – мы имеем следующее. Снимая лишний «балласт», строительные фирмы увольняют, прежде всего, «нелегалов». Это общий взгляд. Однако, согласно небольшой сводке вакансий, поступивших за двое суток, неквалифицированные и малоквалифицированные строители до сих пор требуются, но лишь небольшим частным организациям. Разброс заработной платы достаточно большой, в среднем она составляет 9,8 тыс. руб. – у каменщиков, 11,3 тыс. – у штукатуров, и 11,8 тыс. – у маляров. Высокой такую оплату труда, конечно, не назовешь, однако само наличие подобных вакансий до сих пор обеспечивает определенную социальную стабильность. Эти небольшие фирмочки (хоть и не всегда легально) выполняют отделочные работы, обустраивают коттеджи, ремонтируют квартиры…
Наличности у зажиточного населения города пока хватает. Но если кризис затянется и затронет их кошельки – тогда придется, действительно, бить тревогу.
Итак, несмотря на общую социальную тревожность, глобальных масштабов кризис пока не принимал. Крупнейшие застройщики Тюмени («ДСК», «ДСК Союз-2000», «Партнер», «Тюменская домостроительная компания», «Ренейссанс» и другие) продолжают работать, сдавая начатые проекты. Под большим сомнением сдача коттеджной застройки в «Комарово», однако этот объект обещают продолжать финансировать в новом году.