Вжиться в роль и не потерять лицо
Фильм «Домовой». Страна: Россия, 2008 год. Режиссер: Карен Оганесян. Жанр: триллер/драма.
В ролях: Владимир Машков, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян и другие.
Домовой – по суеверным представлениям: сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме.
В нашем случае «Домовой» – это качественно сделанный и талантливо сыгранный фильм, который вышел на киноэкраны 13 ноября. Режиссер собрал сливки российского кино. Владимир Машков создал образ неисправимого злодея-одиночки, хитрого, словно лис, и проворного, как волк. Константин Хабенский – писатель, талант, разрывающий землю, в которую его закопали. Чулпан Хаматова – любящая, искренняя, по-своему яркая. Армен Джигарханян и его привычное зрителю амплуа… человека, от которого, как минимум, зависят судьбы героев.
Кто такой Домовой?
Карен Оганесян выстраивает сюжет картины так, что с первой минуты понятно, кто здесь герой, кто неудачник. Режиссер играет со зрителем. Точнее, пытается играть (это напоминает сюжет американского блокбастера «Счастливое число Слевина» и «Особо опасен»). Но наш фильм отличается некой правдивостью и… обыденностью жестокой жизни.
Вы спросите: «Кто такой домовой?» Да никто. Представьте себе явление, которое некогда существовало, потом внезапно исчезло, но люди ощущают его присутствие в каждом дуновении ветра и в случайном шорохе листьев.
Здесь нет ничего общего с фильмом ужасов. История эта может случиться с любым из вас. Впрочем, это скорее касается творческих людей. Бытует миф, что представителей таких профессий – писателей, режиссеров, актеров, певцов и танцоров – преследует нечто мистическое. Вся их жизнь состоит из загадок и желания получить яркие впечатления от чего-либо. Так, писатель ищет вдохновения. Актер, чтобы точнее сыграть бродягу, идет на улицу и собирает бутылки… Древние считали эти профессии бесовскими, потому что человек для исполнения своей работы принимал иной облик, пытался почувствовать происходящее на себе. Порой заигрывался и попадал в «черную дыру», лишался собственного я. Подобное произошло с одним из героев фильма. Сложно назвать его главным героем, он борется за первенство с другим персонажем. И эта борьба дает возможность зрителю выбирать. Для меня главная в фильме – роль, сыгранная Машковым. Он харизматичен, предсказуем в действиях, но загадочен в словах. Кто он – домовой, чистильщик, потерянный человек, или бес окаянный? Ответ найдете сами.
Писатель или убийца
В «Домовом» больше вопросов, нежели ответов. Герои фильма не идеальны и оттого более близки, понятны нам. Они спрашивают зрителя: «Может ли слово убивать?», «Что есть преступление?», «Чем отличается плохой писатель от наемного убийцы?» и «Имеет ли право человек судить себе подобного, закрывая глаза на собственную грязь?»
Вы ждете ответов? Их не будет. Кино лишь обостряет, накаляет эти вопросы. Да оно и не обязано отвечать вам.
Сюжет в «Домовом» поставлен ребром: или ты ценишь то, что имеешь, или теряешь все? Кульминация фильма заставляет вас переживать, болеть за одного из выбранных вами героев. Развязка – предсказуема, но интересна. Вы, думаю, как и я, не заметите, как пролетят полтора часа фильма. Но сможете ли ответить на заданные вопросы?
Скромные выводы
«Домовой» – на любителя. Фильм о жизни, если хотите, в которой всегда найдется место для вопроса: «Кто ты, человек? На что способен за пределами собственного дома?»
***
фото: кадр из фильма «Домовой»