Автомобильная субкультура
Как-то в начале 1990-х я был в гостях у своего приятеля, редактора «Панорамы Лещиньской», газеты из небольшого, ныне уже несуществующего Лещиньского воеводства, Адама Зайонца. Адам только что пригнал из Германии «Opla» (так поляки склоняют слово «Опель») и ему не терпелось похвастать.
– Хочешь прокатиться? – спросил щедрый Адам.
– Хочу. Я сел за руль. Погода была мокрая, февральская – у нас такая выпадает, как правило, в ноябре. Морось, сырой асфальт. Зато – какая дорога! Дело в том, что Лешно соседствует с Легнице, где в свое время размещался штаб Северной группы войск Варшавского договора. Там имелась крупная авиагруппа. И на случай нештатных ситуаций часть шоссе между двумя городами сделали как ВПП – взлетно-посадочную полосу. Широкая, прямая – она так и бросалась под колеса. Ну и я бросился ей навстречу…
Когда «тест-драйв» (я, правда, еще не знал этого слова) закончился, Адам перевел дух и осторожно спросил:
– Тебе не кажется, что ты немного спешил? – и перешел на польский: – Jaka dzisc okropna pogoda…
– Да у нас в такую погоду все так ездят, – брякнул я, не подумавши.
Больше Адам мне никогда не предлагал своего «опля», ни в этот раз, ни в другие.
Но полистав свежий, десятый номер журнала «Top Car», я подумал, что сказав когда-то «у нас все ТАК ездят в ТАКУЮ погоду», я ничуть не погрешил против истины. Внезапно ворвавшись в автомобильную цивилизацию (внезапно – потому что в советское время едва ли не каждый частный автомобиль относился к уникальной серии «dream-car»-ов), страна вдруг осознала, что автомобиль – не только роскошь, не только средство передвижения, о чем в ветхозаветные автовремена напоминали Ильф и Петров, но и смысл жизни.
За короткий период на нашей родине сформировалась настоящая автомобильная субкультура. На автомобиле можно не только ездить. Его можно испытывать. Переделывать. Украшать. В нем можно жить. Есть и спать. Плавать и нырять. Карабкаться по горам… Словом, все 24 удовольствия. А журнал «Top Car», как опытный искуситель, только поощряет и разжигает нашу и вашу фантазию. Кто-то ныряет на своем авто в болото. Ктото выводит выхлопную трубу наружу (хотел написать, как хобот слона, но подумал, что выхлоп у машины исполняет совершенно противоположную функцию) и пересекает вброд реки. В буквальном смысле слова, сидя по пояс в воде.
Вот только один из заголовков свежего номера журнала – «Мокрый, грязный, довольный…» И этим все сказано о том прекрасном, воодушевленном, переполненном четырехколесными машинами мире, куда нас зовет журнал «Top Car».
Мир автомобиля и мир человека на страницах журнала тесно переплетаются. И уже невозможно понять, где заканчивается машина и где начинается человек.
Но герои и авторы «Top Car» прекрасно опровергают упадочные настроения забытой ныне публикации, в которой автомобиль становится для человека платьем или костюмом. Человек и машина в журнале – друзья и партнеры. Иногда даже кажется, что на глянцевых страницах происходит очеловечивание техники. По-моему, влюбленные в свои кары тюменцы пошли так далеко в восприятии бывшего «средства передвижения», что готовы считать его близким сердцу домашним животным…
Может ли автомобиль мыслить? – хотел бы я спросить. Готов ли он заговорить с нами, о услада наших сердец, источник восторга и адреналина?
Автомобиль – он еще не человек, но уже член семьи, он сегодня на полпути к тому, чтобы стать человеком. А что будет завтра? А вдруг завтра автомобилю придет в… – куда, кстати: в мотор? в бортовой компьютер? в бензобак? – мысль: а не начать ли уже испытывать человека?
***
фото: