X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

На продовольственном фронте

Около трети всего объема промышленного производства на юге области дают предприятия, выпускающие продукты питания.

В смысле продовольственной безопасности во время кризиса Тюмень может чувствовать себя достаточно спокойно. Большая часть продуктов, ежедневно потребляемых нами, все-таки не привозная, а местных товаропроизводителей. Например, 80% молока, 60% колбасных изделий, 85% мяса и 85% мяса птицы производится на юге области.

Беда только в том, что на продовольственном изобилии богатеют не те, кто вложил немалый труд в его производство, а те, кто скупил все оптом, а затем продал втридорога. Разница в ценах от крестьянина и от перекупщика может составлять даже не дватри, а десять и более раз. Кажется, что все покупатели с этим смирились, но мировой кризис может внести свои поправки в продуктовую действительность.

Цены на рынках давно диктуют крупные предприятия, которые по рукам и ногам повязаны большими кредитами, займами и значительными затратами на энергоресурсы. Именно по этим трем составляющим цены и нанесет кризис свой наиболее болезненный удар. Сетевики вынуждены будут поднимать цены. Насколько сильно будет их давление на производителя, можно судить хотя бы по тому, что свыше 30% в структуре местного розничного оборота приходится на сетевые структуры.

Сотрудничество с крупными операторами розничной торговли вначале для многих производителей было удобным. Оно снижало не только транспортные и временные затраты по доставке товара, но и ненавистный документооборот. Но потом сетевики обязали всех выплачивать «дань» в виде поощрительных бонусов (от 1 до 11% к общему объему поставок) и жестко регламентировали объем, ассортимент и график завоза.

Слезть с этой сетевой иглы «малышам» почти невозможно. Объем поставок местных товаров в сетевые структуры по некоторым предприятиям составляет до 80% всей реализуемой продукции. Через собственную фирменную торговую сеть получается продавать значительно меньше – от трех до 45%.

Как вариант для реализации произведенного, есть продуктовые рынки. На территории города их 14. Там у местных товаропроизводителей в общей сложности 210 торговых мест (13% от общего количества). Но арендная плата так высока, что вывезти свои продукты на рынок далеко не всем по карману. К тому же платить надо сразу за длительный срок. Все это накручивает цены.

Как сделать так, чтобы приблизить цену производителя к ценникам в магазине? Как заставить рынки работать с сельхозпроизводителями напрямую, минуя перекупщиков? Эти вопросы звучали на заседании комиссии по экономической политике. И сами депутаты назвали их «тяжелыми». Понятно, что если какое-то предприятие в одиночку объявит о двойном снижении цен, это сочтут объявлением войны, со всеми вытекающими последствиями.

Но, считает председатель комиссии Сергей Коробов, ценовую политику необходимо регулировать именно сейчас. Пока не начались массовые сокращения в нефтяном, промышленном, банковском, строительном секторах. Тогда неизбежно снизятся доходы сотен семей, упадет их покупательская способность.

В этой ситуации, как никогда, востребованной была бы дешевая продукция местных товаропроизводителей.

Наряду с принятием областной программы по усилению конкуренции на потребительском рынке (предполагающей, в частности, создание госоператора, скупающего продукцию сельхозпредприятий по минимальным ценам, чтобы реализовать ее на местном уровне), депутаты предложили городской и областной Думам совместно разработать свой комплекс мер в этом направлении.

По словам Сергея Коробова, это позволит если не сбавить, то хотя бы приостановить рост цен на продукты, произведенные для жителей Тюмени на тюменской же земле.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта