Урок истории на Червишевском кладбище
Тетрадный листок, исписанный старческим ломким почерком. Текст, в котором сквозит обида. Обида на прошлое, в котором остались шесть сестер и братьев, остался муж и четверо детей. Обида на настоящее, в котором чувствуешь все свои 76 лет, недавний инсульт и невозможность самостоятельно пройти три или четыре десятка шагов в сторону от главной аллеи Червишевского кладбища. Обида на людей, которые так легко забывают то, чему обязаны всем…
«Я – сестра Героя Советского Союза Механошина Кирилла Петровича. Он всю войну прошел, много наград имел и Героя заслужил. Его именем школа названа в Леушах Кондинского района, и в Ханты-Мансийске на площади его бюст стоит. А как и где он похоронен, вы бы посмотрели! Подойти невозможно, только на вертолете туда долететь. После инсульта повезли меня знакомые к нему на кладбище – пройти невозможно, все огородили, да еще контейнер огромный стоит… Куда я только не обращалась, чтобы контейнер убрали и хотя бы проход оставили – ничего не сделали…»
Помните, читатель, Кирилла Петровича Механошина, одного из героев Великой войны, чье имя дважды высечено на мраморных плитах – и в Историческом сквере, и на площади Памяти?
Командир взвода разведки 75-й гвардейской стрелковой дивизии, он 17 апреля 1945 года первым переправился через Одер. Захватил плацдарм и целый день отбивал атаку за атакой. Восемь атак. Отбив восьмую, взводный Механошин отвернулся от трофейного пулемета, который удалось захватить в одной из контратак, и понял, что от всего взвода остался он один. Пуля его пощадила. Награда за Одер догнала его уже после войны, 31 мая 1945 года. Потом он работал на севере и на востоке. И успел еще встретить 50-ю годовщину Победы. Умер Кирилл Петрович Механошин 10 мая 1995 года.
С письмом Любови Петровны Письменко, сестры героя войны Кирилла Механошина, областной военком полковник Александр Моторин и я едем по Червишевскому тракту. Потом вошли в ворота. Все так, как написала Любовь Петровна. И роскошные габбромраморные захоронения последних лет. И тесное переплетение оградок, словно каждый из ушедших борется за пространство, как будто ТАМ им не хватает места.
Мы с военкомом едва протискиваемся вдоль стенки грузового контейнера. Возможно, необходимая вещь для кладбищенских работ, но что же эта железная штука, щедро намазанная маскирующей зеленой краской, так беззастенчиво лезет в глаза, напоминая о суете земной там, где надо лишь вспоминать тех, кто был до нас, и думать о вечности?
Все смешалось в этом центральном квартале – захоронение писателя Константина Лагунова и одного из бывших спортсменов, входивших в «десятку», Рашида Янтимирова. Врача Юрия Семовских и журналиста Саши Ефремова. Есть в этих рядах и Герои, и полные кавалеры ордена Славы. Иван Кондратьев, десантник. Петр Федоров, командир танкового батальона из знаменитой бригады Драгунского…
Никто не забыт… Ничто не забыто… Зато так много говорится о необходимости патриотического воспитания. Да вот же она, школа патриотизма – пантеон героев Отечественной войны, весь здесь, в полном составе.
Военком рассказал, что один из классов тюменской школы N 36 отыскал на заброшенном Парфеновском кладбище забытую могилу скончавшегося еще в 1956 году танкиста Виктора Бугаева. И стал за ней ухаживать. Героев у нас куда меньше, чем классов. Может быть, здесь решение проблемы? Может быть, здесь, на кладбище, где завершили свой земной путь действующие лица двадцатого века, где можно ходить между памятниками, как бы перелистывая страницы истории нашего города, надо 1 сентября каждого года проводить Уроки Памяти? И, вспоминая о бренном, думать и гордиться собственным прошлым, пробуждая в себе желание продолжать начатое отцами и дедами, сберегая и возвышая славу Отечества.
Пока же нам Червишево преподает совсем иные уроки.
***
фото: где-то там покоится Герой Советского Союза Механошин