Из рода Рычковых
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/108481.jpg)
В этом году отметила 80летний юбилей жительница нашего города Галина Николаевна Рычкова – работница овчинно-меховой фабрики, где трудилась 34 года с одной записью в трудовой книжке.
16-летней ученицей нормировщика пришла она на фабрику в феврале 1944 года. Многолетний труд этой женщины оценен по достоинству: она получила множество грамот, премий. Но самой большой наградой для нее стало уважение коллектива.
В 1978 году Галина Николаевна получила на предприятии увечье с полной потерей трудоспособности. Но, несмотря на свой недуг, не унывает. Она полна оптимизма, бодрости духа, ее лицо светится улыбкой.
Моя героиня поделилась воспоминаниями о своей семье. Родители Галины Николаевны – Николай Ефимович и Феоктиста Степановна Рычковы – воспитывали пять дочерей: Нину, Зою, Маргариту, Галину, Тамару. Галя была четвертым ребенком. Отец и мать, в свою очередь, тоже были из многодетных семей.
Ефим Рычков, дед Гали по линии отца, отслужил в царской армии 25 лет и голью перекатной вернулся в Тюмень. Здесь взял себе в жены девушку Маремьяну из семьи, что называется, и того беднее. Но недолго с нею пожил, добра не нажил, а вот шестерых деток молодой жене оставил. Тяжело было женщине поднимать такую ораву. День и ночь ткали они рогожи – тем и кормились.
Другой дед по линии матери – Степан Андреевич Аржиловский – житель деревни Зырянка (ныне Тюменского района). Занимался нелегким крестьянским трудом. На его обеспечении было восемь детей: четверо сыновей и столько же дочерей. Воспитывала детвору жена Дарья Петровна, домохозяйка.
Проживали супруги Рычковы на тюменской улице Солдатской (нынешней Немцова) в доме, который глава семейства построил сам. Николай Ефимович имел торговую лавку, где продавал сетки и кисти. Сырье для своего товара, конский волос и мочало, закупал в Зырянке, где и познакомился с будущей женой Феоктистой Аржиловской. Жили дружно да счастливо, пока не наступил 1930 год – период, когда строительство социализма в городах и селах молодой страны Советов приняло полный размах. Началась коллективизация и ликвидация кулачества, по сути, честных тружеников, а не эксплуататоров. Газеты той поры пестрели заголовками: «Коллективизация и просвещение – фундамент социализма», «Стране нужен хлеб. Не давайте кулакам и зажимщикам гноить хлеб в амбарах»…
В ту лихую годину за пределы родной земли в суровые северные края были переселены зажиточные семьи. Многие погибали…
События тех лет не обошли стороной и Рычковых. На семейном совете решили уехать в Барнаул, куда их пригласил брат Феоктисты Степановны – Александр. Казалось, что житье там будет намного спокойнее…
Николай Ефимович стал работать на лесозаготовках. Однажды на него упало бревно и повредило ногу. Требовалась срочная операция. Ее сделали в Бийске, но неудачно. В 1933 году Николай Ефимович скончался. А вскоре после этой трагедии последовало новое несчастье: все заболели малярией. Дальше в Алтайском крае жить не смогли. Врачи порекомендовали Рычковым вернуться на родину.
О том, что случилось дальше, рассказала старшая сестра Галины Николаевны – Нина:
«Когда наш папа умер, мама написала письмо папиному брату, Василию Ефимовичу Рычкову. Чтобы приехать в Тюмень, нам нужны были деньги. Василий Ефимович вместе с родными собрал их и выслал нам. Так мы приехали в Тюмень. У нас не было жилья и средств существования. Сначала мы жили у тети Маши Гуляевой (папиной сестры) во флигеле… Помню, наварит тетя Маша полупустых щей чугунок, вот и садимся около него кушать.
Когда старший сын тети Маши Александр Матвеевич Гуляев завел семью и решил жить во флигеле, нам пришлось искать квартиру. Много мы тогда хватили горя. Нашли квартиру за 100 рублей в месяц. Мама работала санитаркой в детской больнице, получала 115 рублей, а нас пять ртов. Самой старшей было 14 лет. Мы с моей сестрой Зоей ходили с торбой, собирали хлеб. Нас брали в очереди «иждивенцами», так как в руки давали два килограмма хлеба. Вот нам и перепадало: кто даст кусок-довесок, а кто – 20 копеек. Жили очень плохо, недоедали.
Приходила комиссия от горисполкома и хотела троих младших забрать в детский дом, но мама не отдала. Все соседи по улице как могли нам помогали: кто одежду даст старенькую, кто обувь. Спасибо за то, что люди попались на нашем пути добрые. Они же собрались и написали письмо Калинину в Москву с просьбой, чтобы помогли нашей семье.
В 1941 году мы получили государственную квартиру без удобств, где потом и проживали…»
Все дочери из семейства Рычковых выросли, стали достойными гражданами нашего города.
Нина Николаевна, также как и Галина Николаевна, работала на овчинно-меховой фабрике, только плановиком-бухгалтером. Зоя Николаевна – в речном порту диспетчером (во время войны выучилась на судоводителя и трудилась по этой специальности). Тамара Николаевна была машинисткой в Энергобыте. А Маргарита Николаевна, освоив военную специальность радиста, пошла по этой линии и служила в управлении МВД…
***
фото: семья Николая Ефимовича Рычкова (фото Моргина, Тюмень, 1926 г.);сестры Рычковы (справа налево – Галина, Маргарита, Нина, Тамара, Зоя)