Каморка папы Карло, или Игра в куклы по-серьезному
Не все нынешние театральные коллективы ждут, когда им принесут золотой ключик от театра. Чета кукольников, Ирина и Сергей Кузины, взяла инициативу в свои руки и лицензировалась на собственный «Маленький театр кукол».
По сути, «МТК» должен был появиться давно – примерно в 1996 году, когда Кузины покинули Тюменский театр кукол и пустились в свободное творческое плавание. К 2008 году они все также живут в режиме внутригородских гастролей: у Кузиных по-прежнему нет своей сцены, а есть отдельные проекты с филармонией, пустыльниковским театром кукол, выступления в детских садах и школах, да теперь еще и новогодние – на площадке музея «Дом Машарова».
Что еще изменится с появлением «ООО»?
Отвечает художественный руководитель и главный режиссер нового театра Сергей Кузин:
«Мы обяжем себя на более регулярные выступления. У нас закончилось преподавание в Тюменском колледже искусств, который сейчас переживает период вливания в местную академию, т.е. в сферу высшего образования. Теперь у нас нет студентов, зато есть большие планы на будущее. Некоторые наши ученики (Яна Швеина, Светлана Карабаджак) будут участвовать в спектаклях «МТК». А Светлана Вильман (2004 года выпуска) – теперь в нашем театре, она взяла на себя не только функцию артистки, но и менеджерские, и технические обязанности».
Так как же преподавание? Означает ли сказанное, что период реформирования учебных заведений вытеснит школу Кузиных – самобытную, мощную, уникальную – из сферы тюменского образования? Кузины реагируют в голос: «Вовсе нет!»
Ирина Павловна (заслуженная артистка России, заместитель директора, художник-постановщик «МТК»):
«Мы по-прежнему готовы вести курсы театрального ремесла и передавать опыт кукловождения – на это мы дали предварительное согласие. Полный курс занимает три-четыре года. Больше и не надо. Но когда из года в год наблюдаем, что наши студенты, абсолютно готовые специалисты, идут получать еще и высшее образование, которое в смысле профессии ничего нового им не дает, мы понимаем, что момент слияния двух заведений назрел давно. Надеемся, что наступит время, когда мы будем учить молодых людей под крылом вуза искусств».
Театр не только оказывает услуги преподавания, мастер-классов, но и берется за написание сценариев, консультации по сценографии и др. До и после спектаклей у Кузиных принято общаться со зрителями, показывать «театральную кухню». Теперь кукольники могут пригласить интересующихся на свою территорию – они сняли маленькую комнату, «театральную каморку» в офисном здании, находящемся в историческом центре на ул. Урицкого.
В арсенале «МТК» «меню из пяти блюд», готовится шестое, три истории «Про Лелю и Миньку». Идею сделать спектакль по Зощенко принес в коллектив друг Кузиных, их давний партнер, художник Александр Чемакин. Сделать «литературных кукол» помогает жена Чемакина, известный тюменский модельер Татьяна Латышева.
Цены на представления тоже не поднялись: билет стоит от 50 рублей. В папке с театральным репертуаром содержатся также программы веселых представлений с фольклорным уклоном, с хронометражем от 20 до 60 минут: «Храбрый баран», «Привет от Петрушки», «Такие разные куклы» (истории о кукольном цирке и кукольном балете, с участием Акробата, Клоуна, Ученой Собачки…), «Новогодний хоровод», «Непослушный гусенок». Последний будет показан на музейной территории 11, 13, 15 декабря.
Ирина Кузина подчеркивает, что в связи с образованием театра «чеса не ждите» (в смысле, их выступления не предполагают никакой фонограммы, все происходит «вживую», в том числе и музыкальное сопровождение – гармонь или аккордеон). Те громоздкие коммерческие проекты, которые Кузины осуществили для Тюменского театра кукол – «Колобок», «Репка» – полностью фонограммные, с утрированными ростовыми куклами, до мелочей отрепетированными жестами – были запущены с учетом огромного зала этого театра. И зритель остался доволен, хотя ясно, что в этой застывшей форме собственно театральной игре места нет.
Если хотите понять специфику театра Кузиных – тогда вам надо попасть в обстановку камерного театрика, в который они способны превратить любую площадку, лишь расставив на ней ширму и начав водить кукол.
«Ремесло кукловода – труд неблагодарный, – размышляет Сергей Кузин. – Если вышло плохо – назовут «дуреха». Если хорошо – подумают, «как это, оказывается, легко, я тоже так смогу!» На самом деле, чтобы «играть в куклы», надо не только желание, талант, но еще и огромный опыт работы – чем больше, тем лучше. Ремесло это в нашей стране, несмотря на существующий с советских времен «образцовский оазис», во многом утеряно. Поэтому чувствуется повсеместный кизис отчуждения актера от куклы, нынешний фестиваль «Золотой конек» это показал.
«Артистам сейчас удобнее работать около куклы, рядом с ней, но не вести ее», – Ирина Павловна нежно и уверенно берет в руку гапит (индонезийское слово, означает «центральная палка»: тренировочный «станок» для работы с тростевой куклой, воссозданный Кузиными по учебникам и собственным чертежам), производит неуловимое движение кистью, и деревянная чурочка с шариком вместо головки вдруг делает живой наклон; взмах «ручкой», поворот… – трехсекундное волшебство началось и тут же закончилось, стоило артистке положить гапит на место.
Кузин добавляет: «Однажды мы в глубоком восхищении наблюдали, как на площади водит Петрушку знаменитый неаполитанский кукольник Сальвадорас, потом подошли и стали называть его работу лучшей из увиденных когда-либо. Он строго остановил эту речь: «Перед вами кукольная грядка (так называют верхнюю часть ширмы, поле театрального действия): прорастает на ней то действо, которое в тебе заложено. Оно не лучшее, просто другое. Как репейник может быть лучше или хуже петрушки, или сельдерея? Все растения – нужны». Поэтому мы, в частности, против, чтобы на кукольном фестивале участникам присуждали места, как это делается на «Золотом коньке». Максимум, что может быть – это приз зрительских симпатий».
Коллеги теперь шутят про театр Кузиных: мол, теперь у нас появились конкуренты!
Однако шутка эта мимо, так как статус Кузиных неизменен: они по-прежнему будут работать в никем не занятой нише «клубного спектакля», с охватом 25-50 зрителей, с отсутствием барьера между актером и публикой.
Название «Маленький театр» говорит за себя. Как у замечательного итальянца Стеллера – «Пикколо де Милано».
Пересекаются Кузины в основном с опытом европейских театров, там эти традиции еще живы. Однако дух кузинских сказок происходит и из отечественного фольклора, его забавные герои призваны будоражить у каждого зрителя его потребность к мистерийному единению с собственной, глубоко дремлющей памятью предков.
***
фото: Ирина Кузина с гапитом