X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Последние из могикан

Эти автомобили стали легендами еще при жизни. Они уже история, уже классика.

Таких реальных внедорожников осталось немного, эти «динозавры» уступают на асфальте место менее «вседорожным», но более комфортабельным машинам.

Однако поклонникам «паркетников», козыряющим впечатляющей динамикой, управляемостью и прочими «асфальтово-легковыми» качествами своих машин, старички-долгожители всегда противопоставят то свойство, за которое их ценят и по сей день – отменная проходимость на бездорожье.

Здесь им по-прежнему нет равных, оба этих автомобиля являются заслуженными «проходимцами», снискавшими славу не на подиумах и асфальтовых треках, а там, где им и положено – в условиях бездорожья по всему миру – от зимников Канады до барханов Африки, в суровых автономных экспедициях и отчаянных непролазных трофи-рейдах.

В Тюмени, как и во всем мире, и LAND ROVER DEFENDER 110, и TOYOTA LAND CRUISER 70, имеют обширную и преданную армию давних поклонников, практически возводящих свои автомобили в культ и продолжающих давний спор – кто же лучше – старый добрый «дэф» или трудяга-«ослик», как еще величают TLC 70?

Воспользовавшись «окном» в расписании спортивных мероприятий и окончанием внедорожного сезона, с подачи известного в тюменской джиперской тусовке Сергея Печкина, члены тюменского внедорожного клуба решили перейти от слов к делу и публично столкнуть лбами трехдверные и пятидверные версии «тойот» и «роверов». Провести показательный сравнительный тестдрайв старых боевых товарищей, бок о бок покорявших истинное бездорожье на протяжении многих лет.

Несмотря на спонтанную подготовку мероприятия, 2 октября в Силкином логу наблюдалось приличное количество неравнодушных зрителей, пожелавших поглазеть на парные грязевые заезды представителей двух легендарных марок. Несколько затянувшееся ожидание вознаграждено помпезным появлением одной из спорящих сторон.

Вот она, английская манерность, передавшаяся от машин их водителям – зрелище появившихся под рев клаксонов четырех двухметровых «роверов», обутых в классические грязевые шины «BF Goodrich» приличных размеров. Впечатлили и характерные плоско-кубические формы кузовов, «кенгурятники», лебедки, дополнительные фары, решетки на окнах, фонарях – вся эта навесная внедорожная атрибутика не только украшает автомобиль, но и предполагает вполне практическое применение.

«Тойоты» появились без пафоса, однако их автомобили внушали зрителям не меньше уважения – «ослики» подкованы на славу, есть ряд соответствующих доработок – лифт, подрезанные колесные арки, огромные колеса. Но если у «ровера» тюнинг – заводской, то у TLC – свой, гаражный, клубный.

И вот они стоят бок о бок – дожившие до наших дней наследники легендарного «виллиса». Их предок, на который они уже ничуть не похожи, оказался настолько удачным, надежным и неприхотливым, что целый ряд автомобильных компаний разработал на основе его конструкции свои собственные модели.

Willys

К началу 40-х годов ХХ века, когда Вторая мировая уже шагала по Европе, у армии США не было надежного полноприводного транспортного средства. Единичные проекты – не в счет.

И само министерство обороны не могло определиться с требованиями и спецификациями. Но 11 июля 1940 года вышла в свет директива TM 9-803, которая гласила, что армии необходим «общего назначения (для перевозки пассажиров, а также грузов и оружия, массой 1/4 тонны) полноприводный грузовик для разведывательной и иной военной деятельности». Обратите внимание на слова «общего назначения» (general purpose). Бытует мнение, что именно фонетическое сочетание первых букв этих слов и образовало слово «jeep», которым многие неправомерно называют любые внедорожники.

Land Rover Defender 110

После окончания второй мировой войны британская промышленность переживала нелегкие времена. Тем не менее, компании Rover удалось добиться возобновления производства гражданских автомобилей. Правительство передало в ее распоряжение большой авиационный завод в Солихалле.

С одной стороны, имелись огромные производственные мощности, а с другой – загрузить их лишь легковыми моделями Rover не представлялось возможным. Братья Уилкс, стоявшие в то время во главе компании, прекрасно понимали, что необходима новая машина. В то время старший из них, Морис, на сельскохозяйственных работах в своем поместье использовал… «виллис». Тогда им и пришла в голову идея создания автомобиля по прообразу американского армейского вездехода, которому позже суждено было стать первым Land Rover.

Осенью 1947 года появились первые действующие прототипы, в основу которых легло шасси Willys, а двигатель и коробка позаимствованы у легковых моделей Rover. 11 марта 1948 года на автомобильной выставке в Амстердаме был представлен серийный вариант – Land Rover Series I. (Таким образом, в этом году Land Rover отпраздновал свой 60-летний юбилей).

За все эти годы сменилось только четыре поколения модели, а пятое и, к сожалению, последнее, появилось в 2007 году. Имя Defender вошло в обиход в 1990 году. До этого автомобиль назывался просто – Land Rover.

Toyota Land Cruiser 70

Первый внедорожник, спроектированный компанией «Toyota» после того, как в ходе оккупации Филиппин в 1941 году японцы обнаружили союзнический вездеход Bantam MkII, назывался «АК10» (1942).

История же автомобиля, известного нам под названием Land Cruiser, началась в 1950 году с началом корейской войны. Американское правительство заказало компании Toyota 100 легких внедорожников по спецификациям «виллиса». Серийное производство модели началось в 1953 году, а в 1954-м у нее появилось имя собственное – Land Cruiser. Его придумал технический директор Toyota Ханжи Умехара в пику английскому Land Rover. Умехара очень хотел, чтобы название модели было не менее звучным и значимым, чем у английских конкурентов.

На протяжении почти 60 лет появлялись все новые и новые поколения, и с каждым из них «крузер» все больше отдалялся от своих военных корней и становился все более комфортабельным. 70-я серия Land Cruiser появилась в ноябре 1984 года. Первым условием при разработке нового поколения Land Cruiser было сохранение легендарной прочности и выносливости.

Но вернемся к нашим современникам

Дождавшись всех участников и зрителей, функции спортивного комиссара взял на себя Олег Шишканов, кандидат в мастера спорта по трофи-рейдам.

Разведав на скорую руку трассу, выбрав несколько относительно сложных препятствий, Олег, забравшись на ближайший пикап, подозвал участников и зрителей и вкратце ознакомил с условиями заездов и увеселительной программой. (Помимо собственно заездов внедорожников, в нее входили шашлыки на углях, горячий плов и прочие приятности).

Соревновательную часть решено проводить в несколько этапов – пять заездов по бездорожью (на грязевую и геометрическую проходимость), один раллийный заезд (на скорость) и перетягивание каната (без комментариев).

Разница в опыте пилотов стала заметна еще на стадии подготовки к собственно заездам. Изучившая трассу команда «Тойота» принялась спускать колеса до минимальных значений, повышая тем самым и без того неплохую проходимость «крузеров». Приверженцы английской марки решили не утруждать себя подобными мелочами.

Заезды проводились попарно – короткий трехдверный «деф» против короткого трехдверного «крузака» и, соответственно, длинный пятидверный «деф» – против длинного пятидверного «крузака».

Первый мини-спецучасток представлял из себя глубокие колеи, за которыми простиралась обширная лужа. Олег Шишканов дает отмашку на старт. Подпрыгивающие на колее машины, сноп брызг, окативших с ног до головы нашего фотографа, – и вот уже препятствие покорено, примерно с одинаковым результатом.

Второе препятствие, которое ждало автомобили, посложнее – небольшое болотце, попасть в которое нужно, преодолев сперва метровую земляную насыпь и несколько метров грязи перед ней. Снова попарное построение, отмашка на старт…«Коротыш»-ТLC на подспущенной резине уверенно проходит грязь, запрыгивает на насыпь и под одобрительные возгласы зрителей, как по асфальту, пролетает болотце, а коротыш-«деф» встал еще на подступах к насыпи, зарывшись в грязь.

Неоднократные попытки вырваться и взять-таки штурмом злополучную насыпь не увенчались успехом – в итоге «дефа» вытаскивали тросом.

Среди пятидверных версий также сильнее оказалась «тойота» – она сходу, без проблем взяла и грязь, и насыпь, и болотце.

А вот длинный «деф», удачно преодолев грязь и насыпь, само болотце сходу не прошел, пришлось сдавать назад и внатяг ехать дальше. В итоге болотце преодолено, однако потеряно приличное количество времени.

Третий спецучасток сухой, без грязи – сложный подъем по крутому косогору, с разгоном в несколько метров. Здесь среди «короткобазных» внедорожников сильнее снова оказалась «тойота», без проблем запрыгнув на почти вертикальный склон и залетев на вершину, а вот «дефу» пришлось повторять попытку, снова и снова взрывая косогор и раскидывая комья земля. Пятидверные джипы здесь были примерно равны.

Четвертым испытанием стали водные процедуры – необходимо было проехать ходом бок о бок посреди огромной лужи, или небольшого озерца.

Данный участок пришлось проходить по нескольку раз – дело в том, что участник, ехавший ближе к середине озерца, оказывался в невыгодном положении, так как уровень воды там был значительно выше. Победителя выявить было сложно.

Далее организаторы предложили участникам взять штурмом это же озерцо, но не вдоль, а поперек, и тут же взобраться по мокрому крутому косогору. Среди коротышей первой оказалась «тойота», буквально взлетев на косогор. «Ровер» же, успешно преодолев водную преграду и запрыгнув на косогор, повис на брюхе. Неоднократные попытки заканчивались тем же зависанием на брюхе и скатыванием назад, в воду. Лишь с шестой попытки коротышдеф запрыгнул на перепаханный им же косогор. У пятидверок первым оказался также экипаж «тойоты»…

Как уже писал «Тюменский курьер», в «перетягивании каната» так же победила длинная – тойота».

Что думают о соревнованиях и машинах, которые показали себя, участники тест-драйва?

Владимир Иванов: – Впечатления двоякие – с одной стороны, это все настолько быстро, с другой – настолько искренне, никакой фальши, сценария, все от души. Парни и с той, и с другой стороны просто старались отстоять свою честь. К чести марки автомобиля они, думаю, приравняли еще и честь мужскую, а это здорово. Я думаю, все получилось. Я сам поклонник «Ленд Ровера». Второй «Ровер» в Тюмени – мой, который я купил в музее завода УАЗ. И первый «деф», который продали в Тюмени официально, был куплен мной.

– А что лучше для соревнований?

– Для соревнования конечно, лучше «тойоты» – «деф» слишком дорог в обслуживании.

Сергей Печкин:

– «Ленд Ровер» настолько совершенен, что позволяет на неподготовленных машинах неподготовленным водителям делать то же самое, к чему многие стремятся годами.

Сергей, 38 лет, владелец «дефа»: – Прекрасное мероприятие. Правда, я всего 2-3 месяца только езжу на джипе, еще не знаю всех тонкостей управления по бездорожью. Но, думаю, мы достойно сопротивлялись профессионалам из команды «Тойота». Побольше бы таких соревнований.

Константин Михайлов, Тюменский внедорожный клуб:

– С будущего года у нас вводится отдельный класс «Туризм», специально для людей, у которых машины стоимостью за миллион рублей и которые не хотят их в каждой гонке на триста тысяч «ушатывать».

(Полный отчет об уникальном тест-драйве – в ноябрьском номере журнала TopCar).

***
фото: передние колеса повисли в воздухе, но взлететь на сей раз не удастся;напролом через хляби!;первый этап гонок – джипы грязи не боятся;гора не каждому по плечу, иной раз приходится «вставать на дыбы»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта